В четверг начался визит в Индию японского премьер-министра Синдзо Абэ. Самым эффектным моментом визита стало начало строительства скоростной железной дороги. Дели и Токио также намерены укрепить взаимодействие в области обороны и мирного атома
Это складывающийся альянс двух крупных азиатских стран вызывает не только повышенное внимание в регионе, но и опасения. Например, Дели и Токио планируют совместными усилиями проложить коридор экономического роста в Индийском океане и Африке. Этот проект должен стать альтернативой китайскому Шелковому пути и помешать доминированию Пекина в Азии и Африке. По интенсивности контактов на высшем уровне индийско-японские связи вызывают удивление. Дели и Токио называют их отношениями стратегического партнерства. Руководители двух стран ежегодно обмениваются визитами. Нынешний приезд Синдзо Абэ знаменателен тем, что Япония не просто подтвердила курс на участие в индустриализации Индии. Как заявил первый заместитель министра иностранных дел Индии Субраманиам Джайшанкар, подпишут ряд соглашений, в том числе о сотрудничестве на море, в сфере атомной энергии и обороны. По словам Джайшанкара, успеху этих инициатив способствует то, что позиции Японии и Индии по международным проблемам все больше сближаются. Что означает эта формулировка? Респектабельная газета Straits Times, выходящая в Сингапуре, дает такое толкование словам индийского чиновника. “На фоне растущей агрессивности Китая в регионе и за его пределами по территориальным и морским спорам Индия и Япония стремятся направить ясное послание Пекину о том, что они намерены постоять друг за друга”. Саммит премьер-министра Индии Нарендры Моди и Абэ приобретает особую значимость. Ведь он проходит вскоре после того, как Япония открыто поддержала Индию во время ее противостояния с Китаем по пограничному вопросу. Что касается проекта японско-индийского коридора, то он представляет собой попытку создать противовес китайско-пакистанскому коридору, который должен связать западную часть Китая с Аравийским морем. Он проходит через территорию Пакистана. Но, вероятно, больше всего внимание публики привлечет церемония закладки камня в скоростную железную дорогу между Мумбаем и Ахмедабадом. В церемонии примут участие оба премьер-министра. Ахмедабад находится в том штате, которым ранее руководил Моди. Закономерен вопрос: Индия получает финансирование и техническую помощь от Японии в развитии инфраструктуры, но как же эта страна может тогда участвовать в проекте в Африке и Азии? Ответ частично дают сведения о том, как будут выделяться средства. Всего поначалу предполагается выделить 40 миллиардов долларов. Из них 30 миллиардов должна предоставить в течение трех лет Япония, а 10 миллиардов в течение пяти лет - Индия. Сачин Чатурведи, гендиректор мозгового треста в Дели, исследующего информационные системы развивающихся стран, говорит, что есть большая разница между китайской концепцией “Один пояс - один путь” и японско-индийским проектом. Первый создается на основе плана, разработанного центром. Второй нацелен на то, чтобы связать разные полюса роста, а не создавать по заранее разработанному плану мегапроекты. Упор также сделают на финансовую ответственность, чтобы не поощрять невозвратных долгов. Примером тут может служить Шри-Ланка. Она попала в долговой капкан, набрав у Китая займов на инфраструктуру. Еще один важный штрих. Индия и Япония будут согласовывать свои действия в Африке с усилиями США. Тут вырисовываются очертания складывающегося неформального трехстороннего альянса. Индия, Япония и США регулярно проводят совместные военно-морские учения. Индия закупает больше американского оружия. И адмиралы США открыто призывают к тому, чтобы индийские, американские и японские ВМС совместно патрулировали Южно-Китайское море. Индия также озабочена тем, что Китай построил военные объекты на островах Южно-Китайского моря. А для Индии выход в Тихий океан - только через Южно-Китайское море. Это относится и к Японии. Их интересы совпадают. Поэтому здесь есть сотрудничество с Японией. Однако новая политика Индии не допускает вступления в жесткие блоки и альянсы.
Саджад Тайери, журналист |