В последние недели в Турции происходят изменения, которые можно сравнить с полной ориентацией страны с Запада на Восток
Реджеп Эрдоган железной рукой вводит изменения в систему управления государством. Одобрение на конституционном референдуме предложенной им реформы, как известно, подразумевает внесение в Конституцию 18 поправок, превращающих Турцию из парламентской республики в президентскую. Упраздняется пост премьер-министра, вместо этого будут введены посты нескольких вице-президентов, часть из них будет назначаться президентом. Количество депутатов парламента (в его функциях - принятие законов, обсуждение бюджета, разработка и утверждение международных договоров) будет увеличено с 550 до 600 человек. Парламент сможет теперь преодолеть президентское вето только абсолютным большинством голосов (301 депутат). Президентские и парламентские выборы будут проводиться в один день, что автоматически обеспечивает победу на президентских выборах лидеру партии-победительницы. Количественный состав Высшего органа судей и прокуроров уменьшается с 22 до 13 человек, при этом четырех членов Высшего органа будет назначать президент. Эрдогану удалось одержать важную победу в традиционной для Турции последних десятилетий борьбе с военными за влияние на государство. Отныне баллотироваться в президенты не может не только ушедший в отставку генерал, но и любой гражданин, “связанный с вооруженными силами”. Упраздняются военные суды, которым раньше были подсудны военнослужащие, дела офицеров и генералов будут рассматриваться отныне в гражданских судебных инстанциях, а ведению военно-полевых судов подлежат только “преступления, совершенные военнослужащими в ходе военных действий”. В то же время нельзя не отметить небывалую прежде поляризацию турецкого общества, спровоцированную всенародным голосованием по конституционной реформе. Эрдоган и возглавляемая им Партия справедливости и развития (ПСР) на протяжении последних 15 лет неизменно выигрывали все парламентские и президентские выборы с большим перевесом, набирая 60, 66, а то и 70 процентов голосов. А на последнем референдуме ПСР получила только 51,3 процента голосов против 48,7 у противников реформы. В абсолютных цифрах перевес сторонников президента составил 1,25 миллиона человек, при этом примерно 7 миллионов избирателей участия в референдуме не приняли. Поляризация турецкого общества отчетливо проявилась и на географической карте. Основную массу голосов “за” дал традиционный электорат ПСР - жители Анатолии, внутренних районов Турции. “Против” проголосовали Стамбул, Измир, Анталья и другие крупные приморские города, а также столичная Анкара (ранее поддержка Эрдогана в столице была безусловной). Проголосовали “против” и курды на юго-востоке.
Более внимательный анализ показывает, что Эрдоган - прилежный ученик отца турецкой нации. Политический порядок, установленный Кемалем Ататюрком, был режимом авторитарной модернизации, призванной вернуть Турцию в круг великих держав после ее катастрофического поражения в Первой мировой войне. Отличие же современной Турции от кемалистской модели заключается в том, что модернизация Ататюрка предусматривала рецепцию европейских образцов, в то время как сейчас в Турции осуществляется модернизация без вестернизации. Запад перестал быть для турок образцом для подражания. По крайней мере, для тех турок, которые определяют политическую судьбу страны. Альтернативой авторитаризму Эрдогана в сложившихся условиях может быть только слабое (проамериканское) правительство, управляемое извне. При этом надо понимать, что нынешнее руководство страны во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом в любом случае будет вести политику лавирования между интересами США и России, не становясь полностью ни на ту, ни на другую сторону.
Искандер Исаев, политолог |