|
Мадина Меирманова
На Наурыз в Казахстан с официальным визитом прибудет новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Астана станет второй страной, куда официально избранный в декабре 2016 года глава соседнего государства приедет на встречу. Судя по всему, лидеры двух стран будут выстраивать новый формат межгосударственного сотрудничества
Узбекистан меняет приоритеты За полгода, прошедшие после ухода Ислама Каримова, в соседнем Узбекистане поменялось многое. Правительство страны стало более открытым, президент даже обзавелся виртуальной приемной, куда граждане могут писать жалобы или пожелания. Реформы, которые активно начал продвигать Мирзиеев, выглядят как продолжение курса Ислама Каримова по развитию страны, однако на самом деле демонстрируют шаги Узбекистана в сторону изменения как внутренней, так и внешней политики страны. Причем скорость реформ такая, что складывает ощущение, что Мирзиеев торопится как можно быстрее избавиться от наследия прошлого, стремясь, впрочем, сделать все “эволюционным путем” и как можно более безболезненно для граждан. Так, в части экономической политики Мирзиеев, будучи еще в должности ИО президента, запустил масштабную финансовую реформу. В ноябре 2016 года он инициировал проект постановления “О приоритетных направлениях валютной политики”. Документ предполагает установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам исключительно с использованием рыночных механизмов (обсуждение перспектив этого шло на протяжении трех последних лет). То есть отменить “три курса” национальной валюты: курс биржевой, официальный Нацбанка и черного рынка. Это должно дать стимул привлечению в страну иностранных инвесторов и развитию конкурентоспособности экономики. Но конкурентоспособность, как у соседей, невозможна без девальвации национальной валюты. С начала года узбекский сум уже потерял в цене около 10 процентов, что демонстрирует намерение правительства не делать резких рывков и не шокировать граждан. А вот во внешней политике резких движений гораздо больше. Новый президент сохранил курс на поддержание взаимовыгодного сотрудничества с ближайшими соседями. Но при этом он пытается решить многие застарелые конфликты. В первую очередь с Кыргызстаном и Таджикистаном.
Изменение отношений с Бишкеком наметилось сразу после того, как будущий президент получил приставку ИО. Всего за пару месяцев активировался процесс пограничного урегулирования. Между двумя государствами до сих пор остается много вопросов по определению линии границы, что периодически вызывает напряжение обстановки то на одном, то на другом участке. В прошлом году появление узбекских военных вблизи одного из спорных участков вызвало резкое недовольство Бишкека, который даже намекал на возможность привлечения на свою сторону союзников по ОДКБ. За пару месяцев управления ИО страной правительства Узбекистана и Кыргызстана смогли согласовать свои позиции по 49 участкам линии государственной границы. А президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев стал первым главой зарубежного государства, который посетил Узбекистан после избрания Шавката Мирзиеева главой Узбекистана. Что касается Таджикистана, то здесь ситуация немного иная. Для Узбекистана, как и для Казахстана, вопрос водного баланса в регионе жизненно важен. И не только потому, что в воде нуждаются почти 25 миллионов человек населения. Но и потому, что продукция АПК - одна из основных экспортных составляющих страны. В том числе водозатратный хлопок (на уборку которого осенью сгоняют едва ли не всех работников бюджетной сферы страны). При том, что орошаемые земли занимают лишь 10 процентов от общей площади сельхозугодий, они дают 95 процентов всей валовой сельхозпродукции. Главной “болевой точкой” в узбекско-таджикских отношениях остается строительство Рогунской ГЭС. Еще в июне прошлого года тогда премьер-министр Мирзиеев обратился с письмом к своему таджикскому коллеге Кохиру Расулзаде, выразив озабоченность проектом Рогунской ГЭС. Но и тогда он придерживался курса на нормализацию узбекско-таджикских отношений в июле 2016 года. Незадолго до начала строительства ГЭС в Ташкент приезжала внушительная делегация из Душанбе. Видимо, с очередным пакетом доказательств, что строительство Рогунской ГЭС не является экономической угрозой для Ташкента. Но каково бы ни было отношение нового президента к строительству в Таджикистане, впервые за многие годы между двумя странами возобновилось авиасообщение и были отменены визы для граждан Таджикистана. Накануне визита в Астану Шавкат Мирзиеев совершил свой первый зарубежный визит. В Ашхабад. Проблем между Узбекистаном и Туркменистаном немного. В основном это проблема приграничного сотрудничества: несколько лет назад туркменской стороной в одностороннем порядке был отменен упрощенный режим перехода границы жителями приграничных узбекских районов (безвизово на три дня). Кроме того, Ташкент намерен усилить торгово-экономическое сотрудничество между странами. Недаром в Ашхабаде подписали Совместное заявление и Договор о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Туркменистаном. А правительства двух государств закрепили свои намерения о сотрудничестве в области экономики, сельского хозяйства, химической промышленности, железнодорожного транспорта, культурно-гуманитарной сфере, а также об укреплении межрегиональных связей. Такая же цель стоит и в отношении Казахстана.
Ташкент: вектор
на Казахстан В 2015 году товарооборот между нашими странами составил 1,67 миллиарда долларов, из которых 942 миллиона - экспорт из Казахстана. Астана поставляет Ташкенту нефть и продукты ее переработки, нефтехимию, продукцию мукомольно-крупяной промышленности, зерно и металлы. Из Узбекистана в Казахстан импортируют газ, хлопковолокно, химическую продукции и пластмассы, удобрения, плодоовощную продукцию. При этом товарооборот хоть и увеличивается год от года, но даже не достиг уровня 1992 года - рекордного для обеих стран. Тогда товарооборот превысил 2,6 миллиарда. Поэтому, вероятнее всего, Шавкат Мирзиеев будет стараться “сверить часы” с Астаной в части развития торгового сотрудничества. Тем более что в Узбекистане сегодня намечена программа увеличения экономического роста с расширением экспортоориентированной продукции, которую предпочтительно сбывать на близлежащих рынках. Вполне вероятно, во время визита страны подпишут новую версию Договора о стратегическом партнерстве, в котором обозначат векторы будущего сотрудничества с учетом новых тенденций развития обеих стран. В том числе и транзитного потенциала. Тем более что, кажется, наметился сдвиг в одном из проблемных вопросов между Астаной и Ташкентом - Аральского моря. Как известно, проект восстановления Аральского моря дает весьма положительные результаты на казахстанской территории, где в последнее десятилетие заводненная территория увеличилась в несколько раз. И в настоящее время Астана намерена приступить к рекультивации пойменных лугов вдоль низовья Сырдарьи и Приаралья. Узбекская сторона до недавнего времени требовала у Астаны сброса части воды из Северного (Малого) Арала в его южную часть (на узбекскую территорию). При этом Ташкент не принимал усилий для увеличения стока Амударьи в Арал. Более того, за последние два десятилетия объем стока в Южный (Большой) Арал упал на 92 процента. То есть вода в узбекскую часть моря практически не доходит, и оно пополняется исключительно небольшими сбросами в него воды из северной, казахстанской, части. Пару лет назад Мирзиеев, еще будучи премьер-министром, инициировал выделение 4,3 миллиарда долларов на ближайшие четыре года на смягчение последствий катастрофы Аральского моря, а также восстановление и социально-экономическое развитие узбекской части Приаралья. А буквально в конце зимы сообщил, что намерен из депрессивного ныне (а в прошлом успешного приморского города) Муйнака создать торгово-туристический центр “с предложением уникальных туристических продуктов, таких как катание на квадроциклах по дну Аральского моря, грязелечение уникальными минералами Арала, принятие лечебных ванн в высокосоленых озерах Арала” и проведением ежегодного международного экофестиваля “Арал и возрождение Муйнака”. Исходя из этих планов можно предположить, что во время визита в Астану Мирзиеев вряд ли будет вновь поднимать тему Арала и претензий Ташкента к казахстанской стороне. Разве что будет высказано “пожелание” дружеской помощи по поддержанию уровня Большого Арала (то есть неуменьшение сбросов через Кокаральскую плотину). Третьим важным пунктом переговоров может стать сотрудничество в области безопасности в регионе. Между нашими странами налажено тесное партнерство в борьбе с наркотрафиком и религиозным экстремизмом. С учетом роста угроз со стороны Афганистана и Ближнего Востока Астана и Ташкент, вероятно, закрепят соглашения по совместной работе наших спецслужбы по всем направлениям. По сути, визит узбекского президента в Астану и документы, которые будут подписаны, станут индикаторами возможного поворота внешней политики Узбекистана в отношении РК. И, судя по событиям последних месяцев, они должны быть немалые. Впрочем, Ташкент всегда отличался политикой продавливания собственных интересов даже в дружеских отношениях с соседями.
Астана |