ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Торг уместен Мир

Константин Кочевников
В самом начале сентября в новостных лентах появилась информация о том, что украинское авиастроительное предприятие “Антонов” продает китайской компании China airspace право на выпуск транспортного самолета АН-225 “Мрия”. Правда, вскоре после этого госпредприятие “Антонов” опровергло информацию о продаже прав собственности на этот самый большой транспортный самолет в мире. “Мы Родину не продаем!” - процитировал украинский ресурс “Экономическая правда” слова представителя авиапредприятия.
Тут, правда, не вполне понятно, о какой родине речь. Если об Украине в ее нынешнем положении, то возглас явно не в кассу, поскольку “Мрия” - детище Советского Союза, его авиастроительная вершина и символ единения республик, но об этом чуть позже

 

Так вот, в “Антонове” формулировку “продали” избегают. Предпочитают говорить о планах сотрудничества с китайской корпорацией Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по строительству второго экземпляра Ан-225, но умалчивают, что строить самолет будут именно китайские заводы хотя бы потому, что оборудование на украинском предприятии уже давно пустили на лом. И что Китай для этого приобрел самолет-гигант именно в интеллектуальную собственность, то есть получит чертежи и доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Для начала планируют достроить второй в истории экземпляр Ан-225, который с советского времени так и находится на стапелях в степени готовности в пределах 70 процентов.
И вот тут нужно вспомнить - кем, когда и для чего создавалась “Мрия” (в переводе с украинского - “мечта”), чтобы обнаружить, что данная сделка как нельзя лучше вписывается в процесс декоммунизации и разрыва с советским прошлым, активно реализуемый на Украине. Или это беда Украины, которая сводится к тому, что там давно и привычно торгуют эксклюзивным достоянием?
Ан-225 специально был спроектирован в СССР в 1984-88 годы под конкретную задачу: создавали транспортную систему для доставки советского многоразового космического корабля “Буран” на Байконур. Для этого, к слову, облик “Мрии” получил два разнесенных киля - чтобы хвостовое оперение самолета не попадало в воздушную “тень” размещенного на спине “Бурана”. Ан-225 стал самым крупным по габаритам и самым тяжелым грузоподъемным самолетом в мире. Собирали его на Киевском механическом заводе. В первый полет отправили 21 декабря 1988 года.
Но нельзя не разъяснить, что над созданием самолета трудились на нескольких предприятиях авиационной промышленности СССР. Крупногабаритные силовые шпангоуты, другие части фюзеляжа и узлы изготовили на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (сейчас г. Самара, РФ). Новые основные части крыльев с закрылками - с Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. Чкалова. Спроектировали и построили новый комплекс пилотажного оборудования - систему управления самолетом в Московском институте электромеханики и автоматики. Двигатели построили на моторостроительном заводе № 29 в Запорожье. Новые 28-колесные шасси спроектировали и построили на горьковском заводе “Гидромаш” (сейчас Нижний Новгород, РФ). Покраской полиуретаном занимались откомандированные в Киев спецы Воронежского авиационного завода.
Итак, построили один-единственный экземпляр Ан-225 и подняли его в воздух. Он несколько раз справлялся со своей задачей: доставлял “Буран” и его прототипы на космодром и даже свозил советский космический “челнок” на авиасалон во Францию. Второй экземпляр Ан-225 был частично собран, и если бы не развалился Советский Союз, в 1993 году также начал летать. Но за последующие 25 лет независимости Украины эта заготовка так и не выросла в самолет. Теперь, видимо, уже китайские авиастроители попытаются отправить его в полет примерно в 2019 году. Какова будет в процессе роль Украины, предположить сложно. Если следовать аналогии, то, по данным газеты “КоммерсантЪ”, ранее Саудовской Аравии была продана интеллектуальная собственность на Ан-32. Теперь этот самолет уже как Ан-132 выпускается там практически без участия Украины.
Сегодня произвести “Мрию” и ее младший вариант “Руслан” (Ан-124) в Киеве невозможно, так как 15 лет назад уничтожили и сдали в металлолом оборудование для их производства.
Но винить в этом украинское предприятие тоже вроде как не вполне справедливо. Самолеты “Руслан”, а затем и “Мрия” создавали около полувека назад. Некоторые технические решения и технологии сегодня уже утратили актуальность. Им на смену пришли новации последнего времени - во всяком случае там, где авиастроение не оказалось на задворках. Аналогов этим гигантам до сих пор не создано, в том числе и потому, что на них трудно найти спрос. Заказы на рейсы “Мрии” - штучные, подчас уникальные, в близком соответствии идее создания. Видимо, в Китае сумели рассмотреть перспективу для такого транспорта. Аэрокосмическая отрасль? Военные и гуманитарные грузы? Можно даже нефтяную платформу доставить в портовый город, лишь бы посадочная полоса справилась.
Но вернемся на Украину. После распада СССР за первое же десятилетие незалежная вошла в группу ведущих мировых экспортеров оружия. За эти годы украинские предприятия произвели на экспорт 285 танков и 430 БТР. Это, конечно, немного. Но из того запаса, что достался ВСУ от ВС СССР, за то же время продали за рубеж 1162 танка, 1221 БРДМ, БМП и БТР, 529 артсистем, 134 боевых самолета, 112 боевых вертолетов и сложноисчислимое количество средств ПВО.
После распада СССР у Украины также оказался третий в мире по мощности ядерный потенциал: 220 единиц стратегических носителей, в том числе 130 межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н, 46 ракет РТ-23 УТТХ “Молодец” и 44 тяжелых стратегических бомбардировщика с крылатыми ракетами.
К великому сожалению, киевские политики, сменяя друг друга, распродавали советское военное наследие. По данным, которые приводит собеседник “Свободной прессы” военный эксперт Виктор Мясников, Украина продала Китаю прототип палубного истребителя Су-33 - Т-10К-3, ранее известный как Су-27К, технологии палубного учебно-тренировочного самолета Су-25УТГ, передала за 120 миллионов долларов недостроенный крейсер “Варяг”, который после достройки вступил в состав ВМС Народно-освободительной армии Китая как первый китайский авианосец, названный “Ляонин”, недостроенный советский корабль снабжения, который в китайском флоте получил название Тип 885 “Озеро Цинхай”.
Корабль “Варяг” разработали в ленинградском спецКБ и с 1985 года строили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве как тяжелый авианесущий крейсер. Но конструкция позволяла, убрав ударное вооружение, сделать его авианосцем, чем и воспользовались затем в Китае. Еще до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года, в КНР поступило предложение от Украины о продаже. Корабль был готов на 67 процентов, и китайских военных это устроило. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся “Варяг” отошел Украине и был продан.
Интересно, что упомянутый самолет Су-33 был впоследствии модернизирован и воспроизведен китайской промышленностью под именем “Шэньян J-15” и поселится на авианосце “Ляонин”.
Другой уникальный проект советского времени - малый десантный корабль на воздушной подушке “Зубр” - самый большой корабль на воздушной подушке в мире. Для этого судна доступно до 70 процентов длины береговой линии всех морей и океанов Земли. Конструктивные особенности воздушной подушки позволяют “Зубру передвигаться и по земле, обходя небольшие рвы, траншеи и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. В него входят 10 бронетранспортеров или восемь БМП и 140 десантников, а если без бронетехники, то до 500 человек.
После раздела Черноморского флота Украине остались три строевых и два недостроенных корабля. Один был достроен и три списаны. Об их судьбе неизвестно, но в 2009 году украинские компании заключили контракт на поставку партии кораблей типа “Зубр” Китаю на сумму 315 миллионов долларов. В апреле 2013 года Китай получил первый малый десантный корабль.
Наконец, из недавнего. По сообщению “Интерфакса” от 15 января, которое агентство делает, ссылаясь на военно-дипломатический источник, украинский разработчик межконтинентальных баллистических ракет КБ “Южное” из Днепропетровска продал за рубеж документацию на малогабаритную жидкостную ракету “Копье”, работы над которой велись в 1985 году для одноименного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК). Документацию на “Копье” продали в одну из стран Юго-Восточной Азии, сказал собеседник, не уточняя, в какую.
Ракета “Копье” - пусть и не последнего слова техника, но все также эффективна и смертоносна. И разрабатывалась в стране, где вопросам обороны и военно-технической мощи уделяли гораздо больше внимания, чем всем остальным.
В пользу того, что технологию на “Копье” действительно могли продать, “Свободная пресса” приводит разъяснения эксперта, бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина:
- Проект “Копье” закрыли в 1985 году на стадии экспериментального проектирования, поэтому сказать точно, какова дальность ракеты - невозможно. Насколько я помню, украинцы хотели продолжить этот проект для своих нужд, но не нашли денег. Ракета малогабаритная, причем речь шла о том, что она все-таки будет тактической ракетой. Не исключаю, что украинцы уложились в параметры, которые определяют режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ). То есть дальность ракеты по документам не превышает 300 километров, что подпадает под вторую категорию РКРТ. И при определенных условиях такие технологии можно продавать в другие страны. Но, как правило, решения об этом принимаются на национальном уровне.
В КБ информацию о продаже называют неправдой. Но в условиях экономического кризиса и неразберихи, которая царит после победы “евромайдана”, документацию на “Копье” вполне могли продать или украсть. СБУ сейчас явно не до сохранения государственных тайн. Но очевидно, что Китай и Иран активно охотятся за любыми военными технологиями. А промышленного потенциала окажется достаточно, чтобы воспроизвести все это у себя.
Что еще осталось от советского наследия в современной Украине, сказать сложно. За четверть века многое распродано. Вполне возможно, что торговать уже нечем. Как и воевать. Во всяком случае не далее как на минувшей неделе президент страны Петр Порошенко в очередной раз обратился к западным партнерам с просьбой предоставить летальное оружие.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение