|
В Турции военные попытались захватить власть, и это закончилась поражением. Однако возникает вопрос: что это было? “Постановкой” турецких спецслужб, направленной на усиление единоличной власти президента Реджепа Тайипа Эрдогана, заговором внешних сил или неудавшимся и плохо подготовленным сценарием по отстранению от власти нынешнего руководства?
Оставим первую версию на рассмотрение конспирологов. Участие Запада или, по крайней мере, их информированность о готовящемся перевороте исключать нельзя, однако оно не являлось определяющим. Вероятнее всего, попытка военного переворота в Турции стала запоздалой реакцией части военных на складывающуюся ситуацию в стране и их желанием вернуть Турцию на тот путь внутриполитического развития, которому она следовала со времен Кемаля Ататюрка. Армия, на протяжении многих десятилетий являвшаяся гарантом соблюдения Конституции и светского развития Турецкой Республики, не могла не видеть, как страна превращается в исламское государство и под руководством президента Эрдогана постепенно скатывается к авторитарному стилю правления. Как руководство оказывает поддержку радикальным исламистским группировкам, воюющим в Сирии, которые затем устраивают резонансные теракты в Стамбуле и Анкаре. Как преследуются независимые журналисты, общественные и политические деятели и закрываются оппозиционные СМИ. Они предприняли отчаянную попытку изменить ситуацию - попытку, изначально обреченную на провал. Их поражение, в первую очередь, было обусловлено изменившимися условиями внутри страны, которые они недооценили. В отличие от военных переворотов 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов, когда армия была едина и осуществляла относительно бескровную смену власти, в нынешних условиях верхушка армейского руководства, включая главу турецкого Генштаба, была назначена на свои должности руководством правящей происламской партии и, как следствие, сохранила верность президенту и правительству. Это означает, что армия была расколота изнутри, а следовательно, не могла продемонстрировать необходимого в таких случаях единства. В ночь с пятницы на субботу, сразу после начала военного переворота, президент Эрдоган, которого заговорщики не смогли (или не успели) нейтрализовать, обратился с призывом к своим сторонникам выйти на улицу и защитить законно избранное руководство страны. По сути дела, это означало призыв к мирным гражданам выступить против хорошо вооруженной армии. Оставим это на совести Эрдогана, так как именно этим обращением он и спровоцировал столкновение с военными, которое привело к огромному количеству жертв среди мирного населения. По-видимому, организаторы переворота, в отличие от президента страны призывавшие население не выходить на улицы и сохранять спокойствие, не просчитали подобного поворота событий и допустили преступную ошибку, открыв огонь по мирным жителям. Все эти факторы и обрекли их на поражение.
Сразу после подавления путча Эрдоган обвинил в его подготовке известного проповедника и богослова Фетхуллаха Гюлена, многие годы проживающего в США. В этом нет ничего нового, так как после 2010 года, когда их пути разошлись, именно Гюлен “назначается виновным” за все политические потрясения внутри страны, направленные против правящей партии и ее руководства. Вопрос только в том, почему военные, всегда стоявшие на страже светского пути развития Турции и пресекавшие любое усиление происламских партий, вдруг стали сторонниками исламского проповедника. Если искать “гюленовский след” в турецкой армии, то он мог появиться там только после прихода к власти правящей Партии справедливости и развития, лидеры которой отменили запрет на военную службу для выпускников религиозных учебных заведений. Вероятнее всего, Эрдоган в свойственной ему манере помимо внутренних врагов будет искать и внешних. В последние годы такие обвинения традиционно звучали в адрес Израиля и США. После того как турецкое руководство объявило о нормализации отношений с Тель-Авивом, он автоматически выбывает из этого списка. Остается Америка, впрочем, исключать возможность того, что спецслужбы США могли приложить руку к этим событиям, не стоит. По поводу того, как будут развиваться дальнейшие события внутри Турции, сомнений не возникает. Страну ожидают жесточайшие репрессии, если не сказать террор, по отношению к организаторам переворота, а также всем тем, кто так или иначе его поддержал. В этих условиях Эрдоган еще больше укрепит свое и без того авторитарное правление и постарается как можно быстрее изменить Конституцию, которая на законодательном уровне закрепит его безраздельную власть. |