|
Ботагоз Сейдахметова
Мировой финансовый кризис выявил все слабости экономики отдельно взятой страны. Самый показательный пример - Исландия, где кризис банковской системы привел саму страну на грань банкротства, и она была вынуждена обратиться за помощью к другим странам и к МВФ.
Примерно в таком же состоянии находятся сегодня экономики Украины, Аргентины, Пакистана, стран Балтии и Венгрии.
Это позволило некоторым мировым экспертам прогнозировать, что страны с высоким уровнем государственного долга в самом прямом смысле могут не только попасть в долговую яму, но и вовсе пережить крах. Звучит угрожающе и туманно
На самом деле, “крах страны” звучит для неподготовленного уха несколько гротескно. Привычное ощущение слова “крах” для компании или банка означает ни много ни мало - ее или его полное уничтожение. Для страны крах - это что-то похуже войны, хотя после краха социалистической системы исчезли целые государства, такие, как Югославия. Впрочем, тут же появились несколько новых.
Что же до краха стран вследствие финансового кризиса, которым пугает Financial Times, то тут необходимо воспринимать это понятие в контексте. Одни аналитики напомнили мне при этом дефолты, которые пережили Россия в 1998 году и Аргентина в 2001 году. Мол, был крах экономический, но ведь пережили. Другие аналитики, пытаясь объяснить мне использование слова “крах” тем, что крах означает, собственно, крах всей банковской системы. На примере Исландии, по словам экономистов, “банки перестанут функционировать и, если их никто не купит, Исландия встанет”.
Напомним, что банковская сфера Исландии сильнее других пострадала от финансового кризиса и оказалась на грани банкротства. Три крупнейших банка страны - Kaupthing, Landsbanki и Glitnir были вынуждены приостановить свою работу.
Все обязательства этих банков, неограниченные гарантии по всем сберегательным вкладам взяло на себя правительство, соответственно правительство же стало кредитором по всем выделенным исландскими банками ипотечным кредитам.
Фактически правительство национализировало эти банки. Но государственный долг Исландии превышает в десять раз объем ВВП, а значит, справиться без внешних кредитов самостоятельно страна не может.
Исландия обратилась за помощью к европейским странам, но помочь согласилась Россия, которая была намерена предоставить кредит в 4 миллиарда долларов. Сегодня Исландия проводит переговоры с МВФ, и, похоже, он пойдет ей навстречу.
Переговоры с МВФ и Европейским центральным банком ведет и Украина, экономика которой также завязла из-за трудностей выплаты внешнего долга.
Печальный исландский опыт могут повторить также страны Латинской Америки, такие, как Венесуэла и Аргентина, которым предстоит выплатить огромные долги на фоне снижения цен на рынках сырья, поставщиками которого являются эти страны.
В Южной Азии, по мнению экспертов, Индонезия и Южная Корея также могут пострадать из-за сильной зависимости от внешнего долга. В Африке - ЮАР.
Что касается нашего региона, то, по исследованиям специалистов Всемирного банка, в условиях глобального финансового кризиса страны Восточной Европы и Центральной Азии не меньше других регионов мира подвержены потрясениям, причем в большинстве стран экономический рост, вероятно, замедлится.
Шигео Кацу, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии, говорит, что структурные реформы, проведенные за последние годы в странах региона, - реформы, целью которых было создание надежных основ макроэкономической стабильности, - помогли отсрочить этот кризис: “Сегодня эти страны более устойчивы, чем 10 лет назад, однако нет такой страны, которая была бы неуязвима от воздействия этого кризиса”.
Между тем, по мнению чиновника, затяжной экономический спад в Западной Европе должен снизить спрос на товары, экспортируемые странами Восточной Европы и Центральной Азии, особенно теми из них, которые активно торгуют с 15 странами, первоначально составлявшими Европейский союз.
Есть и еще один фактор, о котором говорят специалисты. А именно, спад деловой активности в странах Западной Европы, в России, в Казахстане и Украине отрицательно повлияет на страны с низким уровнем дохода. Ведь деньги, отсылаемые гастарбайтерами родным домой, являются вторым по значению источником внешнего финансирования.
По словам другого специалиста Всемирного банка - Прадипа Митра, инфляция в СНГ достигла двузначных показателей под воздействием таких факторов, как рост цен на продовольствие и повышение внутреннего спроса. А потому те, кто определяет политику в этих странах, “должны быть готовы к тому, чтобы быстро реагировать на стремительно меняющуюся международную финансовую ситуацию”.
Он советует “в случае беспорядочной корректировки, обусловленной сбоями в нормальном функционировании финансовых рынков, властям необходимо будет поддержать эти рынки, снабдив их необходимой ликвидностью в целях решения проблем, связанных с нехваткой капитала, проблемными активами на балансах (при наличии таковых), а также испытываемых банками проблем, связанных с ограниченностью финансирования”. |