ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Господство в воздухе Мир

Алан Байтенов
Кто же станет отрицать, что в условиях современной войны это бесконечно важная составляющая победы? Вооружение ведущих стран мира стремительно обновляется каждую пятилетку - появляются не только модернизированные единицы, но и концептуально новые. К примеру, боевые беспилотные дроны, что способны следить за ситуацией на фронтах и передавать информацию в режиме реального времени, а также по необходимости наносить удары высокоточным вооружением.
Впрочем, сегодня мы поговорим о более традиционном “воздушном” оружии - истребителях. Машинах последнего, пятого поколения

 

Сегодня, если верить информации из открытых источников, истребители пятого поколения есть только у США. Это F-22, который был принят оборонкой Штатов еще в 2005 году. С тех пор новых не появилось. Есть специалисты, которые склонны относить европейские ЕФ2000 “Тайфун” и “Рафаль” к технике пятого поколения. Мол, они по некоторым показателям интереснее машин четвертого поколения, а именно признанных лидеров в своем классе Су-27, МиГ-29 и в какой-то степени F-15. Что, в принципе, спорно - в бою их никто не испытывал. Однако европейцев невозможно назвать истребителями полного пятого поколения. То не хватает скорости, то они слишком заметны для радаров.
Но вот в чем дело - бытует мнение, что эра дорогущих сложных истребителей пятого поколения отошла, еще даже не успев начаться. Все, как с танками - зачем создавать безумно сложную машину, если ее способна уничтожить ракета стоимостью в тысячи раз меньше? Да, флагман в лице F-22 есть, но так ли жизненно необходимо строить превосходящую по характеристикам машину? Тем более что возможности нынешнего дня позволяют реализовывать технологию “стелс” (одно из ключевых условий соответствия пятому поколению) только в ущерб летным и аэродинамическим свойствам модели. Здесь сразу же повышаются требования к двигателям и используемым материалам. А это все сказывается на цене.
Не легче ли развивать и модернизировать проверенное четвертое поколение - работать только над системами обнаружения “стелсов” и взять небо “массой”? Как это уже было в годы Великой Отечественной, когда наши “Як-1” (в техническом плане) по сравнению с “Мессершмитт” Bf.109E выглядели как поделки школьников. Но их было много, они были дешевы в производстве, а от того и более эффективны - в конце войны с навороченными “мессерами” боролись количеством. То же самое было и в танкостроении - Т-34 был дешев в производстве и успешно бился на всех фронтах в середине и даже в конце войны.
Да и потом - почему, кроме США, ни одна страна мира до сих пор не вывела в свет машину пятого поколения? Да, готовятся Россия, Китай и Япония. Но точные сроки пока еще не определены. А Европа, к примеру, модернизировала свои машины самыми передовыми системами ведения боя и на этом успокоилась - не вкладывает ни в “сверхзвук”, ни в малозаметность. Не может догадаться, как сделать, или денег не хватает? Или все же не видит надобности? Вопрос сложный, и ответить на него непросто.
Есть ли что-то такое в пятом поколении кроме имиджевых моментов и желания показать миру наличие “противоядия”? А может, пятое поколение - это самый красивый и дорогой “развод” на деньги, который призван вытащить из пике ВПК некоторых стран?

 

Пятое и пока что последнее
Чем они так сильно отличаются от истребителей прошлой эпохи, что их выводят в отдельное новое поколение машин? Есть несколько факторов, которые были определены специалистами. Истребители пятого поколения должны в обязательном порядке иметь минимальную заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазоне. Причем эти требования распространяются также на вооружение. Далее наличие современного БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) с повышенной автоматизацией управления и радиолокационной станцией с АФАР (активная фазированная антенная решетка - то, что может увидеть “стелс”). Проще говоря, мощнейший боевой бортовой компьютер - первый помощник пилота, который позволяет управлять машиной и вести всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою. И, наконец, требование, из-за которого многие существующие машины не имеют права называться истребителями пятого поколения - крейсерская сверхзвуковая скорость.
Собственно, малозаметность и крейсерский сверхзвук - это как раз те самые главные проблемы ЕФ2000 “Тайфун” и “Рафаль”, что не позволяют отнести их к машинам пятого поколения. И дело даже не в деньгах, которые, возможно, не хочет вкладывать Европа, машины физически не могут соответствовать этим требованиям - европейцы имеют внешнюю подвеску вооружения и титановое переднее “оперение” (“светятся” с сотни километров). А “Рафаль” - так вообще выставляет штангу дозаправки на всеобщее локационное обозрение. Поэтому сейчас идет работа только над улучшением электронных бортовых систем, РЛС и вооружения, которые позволят видеть цели всех поколений, в том числе и пятого. Этого, считают в Европейском союзе, достаточно.
Но есть и претенденты, что вот-вот должны вступить в строй. Это Т-50 (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай). Кстати, Япония, по идее демилитаризированная страна, также имеет планы на пятое поколение - уже прошли первые летные испытания машины ATD-X Shinshin. Но, как говорят военные эксперты, машина больше похожа на “бизнес-проект”, так как в основном является демонстрацией технологических возможностей Японии. Не исключено, что некоторые решения, обкатанные на этом истребителе, позже найдут применение в машинах ближайших союзников. Более того, официально сообщается о том, что ATD-X не будут производить серийно.
Есть еще несколько проектов: J-31(Китай), FGFA и AMCA (Индия), TF-X (Турция), KF-X/IF-X (совместный проект Южной Кореи и Индонезии) и F-313 (Иран). Но в этом случае дальше концептов дело так и не пошло - проекты либо свернуты, либо существуют только на бумаге. Причины разные - ценник и сомнение в необходимости.
Тем самым, с уверенностью можно сказать, что сегодня в мире принят на вооружение только один самолет пятого поколения - F-22. Но дает ли он то самое безоговорочное господство в воздухе и так ли необходим? Кстати, при создании F-22 постоянно урезали количество необходимых машин. Сначала по заказу должны были собрать тысячу машин. Потом это количество срезали до 500 единиц. В итоге сделали всего 187 машин, и последняя, 22-я, сошла с конвейера в 2011 году.
К слову, F-22 разрабатывался как оружие против Су-27 и МиГ-29. В какой-то степени Штатам это удалось, но вот цена оказалась “небесной”. Так, заявленная стоимость F-22 - примерно 150 миллионов долларов США. Однако, если учитывать все расходы - разработку, модернизацию и исследовательские работы, то каждый экземпляр обходится налогоплательщикам США в 400 миллионов долларов. И вот что интересно, еще одно условие, которое по идее также говорит о пятом поколении машины - обслуживание и стоимость летного часа у пятого поколения должна быть гораздо ниже, чем у четвертого. Но, как мы понимаем, с такими затратами F-22 отнести к пятому поколению тоже тяжело. Собственно, замкнутый круг получается - технологии стоят денег, а не хочешь тратиться, не получишь желаемую машину. Отчего в данный момент идея создать истребитель, который полностью соответствуют пятому поколению, выглядит как утопия.
США предприняли попытку сделать более бюджетную машину пятого поколения - F-35. Но вот истребитель пока не желает летать по всем пунктам технического задания и признан самими американцами неудачным опытом. Проект даже хотели закрыть в 2014 году, когда смета вдруг начала расти. Сначала, по плану, стоимость разработки машины оценивалась в семь миллиардов долларов. В 2001-м, когда приступили к реализации программы, цена подросла до 34 миллиардов долларов. И сегодня это уже 56 миллиардов долларов. Но вот полной отдачи нет - машина все еще не принята на вооружение и получает низкие оценки от экспертов.
Если смотреть на российский Т-50, то здесь дела вроде получше. Но кто может утверждать, что так оно есть на самом деле? Ведь проект пока на стадии разработки, и вся информация засекречена. Однако Т-50 в отличие от F-35 летает и демонстрирует скорость и малозаметность на уровне не хуже единственно действующего истребителя пятого поколения, которым считается F-22. Он, к слову, еще и гораздо дешевле. Пятьдесят четыре миллиона долларов - вот цена для ВВС России. Экспортная цена озвучивается на уровне 100 миллионов долларов. По идее, Т-50 должны принять на вооружение в конце 2016 года. Но, как будет на самом деле, не известно. Однако, он все же наиболее перспективный проект из всех известных новичков. И, по сути, является альтернативой F-22, за которую готовы платить некоторые страны. Пусть даже условно он всю жизнь простоит в ангаре. При этом, к такому выводу приходят эксперты, характеристики Т-50 и F-22 примерно одинаковые. Т-50 вроде даже лучше. У него выше скорость, лучше вооружение, запас хода, меньше заметность. Но это объяснимо - Т-50 разрабатывался гораздо позже.

alt

Российский Т-50 на финальных летных испытаниях

 

Нужен ли вообще истребитель пятого
поколения?
Оборонка - та сфера, в которой нельзя выступать в качестве догоняющего - если играть, то только на опережение. Или искать другие варианты подмять небо под себя.
Однако в любой стране потребность в военной технике определяется ее военной доктриной. F-22 - воплощение военной политики США. У них есть бомбардировщики-невидимки, и F-22 созданы для того, чтобы прикрывать ход этих тяжеловесов. И по идее адекватный ответ на появление F-22 или F-35 - это разработка комплекса мер, которые сделают применение машин пятого поколения в бою бессмысленным. Здесь и ПВО, и, позвольте так сказать, истребители истребителей пятого поколения. Собственно те машины, которые могут увидеть “стелс” и отправить ракету, что гарантированно не собьется с курса, точно поразив цель, при этом не обладая всеми характеристиками машин пятого поколения.
Подобное сделать гораздо дешевле - ЕФ2000 “Тайфун” и “Рафаль”, а также Су-27 и МиГ-29 после некоторой модернизации готовы выступить в роли истребителей “стелсов” - таков вывод военных экспертов. Т-50 - безусловно, тоже. Но, считают аналитики, в нынешней ситуации он несколько избыточен. Отчего больше похож на машину для продажи Т-50 - это не основная боевая машина, а проект, который поддерживает ВПК России в форме. Для реальной обороны хватит и того, что есть. Максимум - доведение до совершенства аппаратно-программных комплексов и РЛС существующих машин. Конечно, бросать проект не стоит, но и торопиться - тоже. Собственно, это и происходит сегодня - Т-50 шлифуют до блеска. И, на наш взгляд, именно с этим связана некоторая задержка в принятии на вооружение российской машины пятого поколения.
Как вести войну и защищаться от агрессора другому государству - советовать не нам. Однако мы понимаем, почему крупнейшие страны мира несколько пассивно относятся к появлению истребителей пятого поколения. Эти аппараты в современных условиях избыточны. Есть 4++ - то самое поколение, которое, по мнению аналитиков, способно составить реальную конкуренцию всем проявлениям нынешних “стелсов”. Поэтому разработка, а также появление машин пятого поколения больше походят на желание вступить в элитный клуб избранных и необходимость поддержать ВПК созданием конкурентоспособной техники на международном военном базаре, а также оправдать безумные траты на оборонку перед налогоплательщиками. Поэтому появление истребителя пятого поколения - давно уже не главный вопрос национальной безопасности.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение