|
Алан Байтенов Кто же станет отрицать, что в условиях современной войны это бесконечно важная составляющая победы? Вооружение ведущих стран мира стремительно обновляется каждую пятилетку - появляются не только модернизированные единицы, но и концептуально новые. К примеру, боевые беспилотные дроны, что способны следить за ситуацией на фронтах и передавать информацию в режиме реального времени, а также по необходимости наносить удары высокоточным вооружением. Впрочем, сегодня мы поговорим о более традиционном “воздушном” оружии - истребителях. Машинах последнего, пятого поколения
Сегодня, если верить информации из открытых источников, истребители пятого поколения есть только у США. Это F-22, который был принят оборонкой Штатов еще в 2005 году. С тех пор новых не появилось. Есть специалисты, которые склонны относить европейские ЕФ2000 “Тайфун” и “Рафаль” к технике пятого поколения. Мол, они по некоторым показателям интереснее машин четвертого поколения, а именно признанных лидеров в своем классе Су-27, МиГ-29 и в какой-то степени F-15. Что, в принципе, спорно - в бою их никто не испытывал. Однако европейцев невозможно назвать истребителями полного пятого поколения. То не хватает скорости, то они слишком заметны для радаров. Но вот в чем дело - бытует мнение, что эра дорогущих сложных истребителей пятого поколения отошла, еще даже не успев начаться. Все, как с танками - зачем создавать безумно сложную машину, если ее способна уничтожить ракета стоимостью в тысячи раз меньше? Да, флагман в лице F-22 есть, но так ли жизненно необходимо строить превосходящую по характеристикам машину? Тем более что возможности нынешнего дня позволяют реализовывать технологию “стелс” (одно из ключевых условий соответствия пятому поколению) только в ущерб летным и аэродинамическим свойствам модели. Здесь сразу же повышаются требования к двигателям и используемым материалам. А это все сказывается на цене. Не легче ли развивать и модернизировать проверенное четвертое поколение - работать только над системами обнаружения “стелсов” и взять небо “массой”? Как это уже было в годы Великой Отечественной, когда наши “Як-1” (в техническом плане) по сравнению с “Мессершмитт” Bf.109E выглядели как поделки школьников. Но их было много, они были дешевы в производстве, а от того и более эффективны - в конце войны с навороченными “мессерами” боролись количеством. То же самое было и в танкостроении - Т-34 был дешев в производстве и успешно бился на всех фронтах в середине и даже в конце войны. Да и потом - почему, кроме США, ни одна страна мира до сих пор не вывела в свет машину пятого поколения? Да, готовятся Россия, Китай и Япония. Но точные сроки пока еще не определены. А Европа, к примеру, модернизировала свои машины самыми передовыми системами ведения боя и на этом успокоилась - не вкладывает ни в “сверхзвук”, ни в малозаметность. Не может догадаться, как сделать, или денег не хватает? Или все же не видит надобности? Вопрос сложный, и ответить на него непросто. Есть ли что-то такое в пятом поколении кроме имиджевых моментов и желания показать миру наличие “противоядия”? А может, пятое поколение - это самый красивый и дорогой “развод” на деньги, который призван вытащить из пике ВПК некоторых стран?
Пятое и пока что последнее Чем они так сильно отличаются от истребителей прошлой эпохи, что их выводят в отдельное новое поколение машин? Есть несколько факторов, которые были определены специалистами. Истребители пятого поколения должны в обязательном порядке иметь минимальную заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазоне. Причем эти требования распространяются также на вооружение. Далее наличие современного БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) с повышенной автоматизацией управления и радиолокационной станцией с АФАР (активная фазированная антенная решетка - то, что может увидеть “стелс”). Проще говоря, мощнейший боевой бортовой компьютер - первый помощник пилота, который позволяет управлять машиной и вести всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою. И, наконец, требование, из-за которого многие существующие машины не имеют права называться истребителями пятого поколения - крейсерская сверхзвуковая скорость. Собственно, малозаметность и крейсерский сверхзвук - это как раз те самые главные проблемы ЕФ2000 “Тайфун” и “Рафаль”, что не позволяют отнести их к машинам пятого поколения. И дело даже не в деньгах, которые, возможно, не хочет вкладывать Европа, машины физически не могут соответствовать этим требованиям - европейцы имеют внешнюю подвеску вооружения и титановое переднее “оперение” (“светятся” с сотни километров). А “Рафаль” - так вообще выставляет штангу дозаправки на всеобщее локационное обозрение. Поэтому сейчас идет работа только над улучшением электронных бортовых систем, РЛС и вооружения, которые позволят видеть цели всех поколений, в том числе и пятого. Этого, считают в Европейском союзе, достаточно. Но есть и претенденты, что вот-вот должны вступить в строй. Это Т-50 (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай). Кстати, Япония, по идее демилитаризированная страна, также имеет планы на пятое поколение - уже прошли первые летные испытания машины ATD-X Shinshin. Но, как говорят военные эксперты, машина больше похожа на “бизнес-проект”, так как в основном является демонстрацией технологических возможностей Японии. Не исключено, что некоторые решения, обкатанные на этом истребителе, позже найдут применение в машинах ближайших союзников. Более того, официально сообщается о том, что ATD-X не будут производить серийно. Есть еще несколько проектов: J-31(Китай), FGFA и AMCA (Индия), TF-X (Турция), KF-X/IF-X (совместный проект Южной Кореи и Индонезии) и F-313 (Иран). Но в этом случае дальше концептов дело так и не пошло - проекты либо свернуты, либо существуют только на бумаге. Причины разные - ценник и сомнение в необходимости. Тем самым, с уверенностью можно сказать, что сегодня в мире принят на вооружение только один самолет пятого поколения - F-22. Но дает ли он то самое безоговорочное господство в воздухе и так ли необходим? Кстати, при создании F-22 постоянно урезали количество необходимых машин. Сначала по заказу должны были собрать тысячу машин. Потом это количество срезали до 500 единиц. В итоге сделали всего 187 машин, и последняя, 22-я, сошла с конвейера в 2011 году. К слову, F-22 разрабатывался как оружие против Су-27 и МиГ-29. В какой-то степени Штатам это удалось, но вот цена оказалась “небесной”. Так, заявленная стоимость F-22 - примерно 150 миллионов долларов США. Однако, если учитывать все расходы - разработку, модернизацию и исследовательские работы, то каждый экземпляр обходится налогоплательщикам США в 400 миллионов долларов. И вот что интересно, еще одно условие, которое по идее также говорит о пятом поколении машины - обслуживание и стоимость летного часа у пятого поколения должна быть гораздо ниже, чем у четвертого. Но, как мы понимаем, с такими затратами F-22 отнести к пятому поколению тоже тяжело. Собственно, замкнутый круг получается - технологии стоят денег, а не хочешь тратиться, не получишь желаемую машину. Отчего в данный момент идея создать истребитель, который полностью соответствуют пятому поколению, выглядит как утопия. США предприняли попытку сделать более бюджетную машину пятого поколения - F-35. Но вот истребитель пока не желает летать по всем пунктам технического задания и признан самими американцами неудачным опытом. Проект даже хотели закрыть в 2014 году, когда смета вдруг начала расти. Сначала, по плану, стоимость разработки машины оценивалась в семь миллиардов долларов. В 2001-м, когда приступили к реализации программы, цена подросла до 34 миллиардов долларов. И сегодня это уже 56 миллиардов долларов. Но вот полной отдачи нет - машина все еще не принята на вооружение и получает низкие оценки от экспертов. Если смотреть на российский Т-50, то здесь дела вроде получше. Но кто может утверждать, что так оно есть на самом деле? Ведь проект пока на стадии разработки, и вся информация засекречена. Однако Т-50 в отличие от F-35 летает и демонстрирует скорость и малозаметность на уровне не хуже единственно действующего истребителя пятого поколения, которым считается F-22. Он, к слову, еще и гораздо дешевле. Пятьдесят четыре миллиона долларов - вот цена для ВВС России. Экспортная цена озвучивается на уровне 100 миллионов долларов. По идее, Т-50 должны принять на вооружение в конце 2016 года. Но, как будет на самом деле, не известно. Однако, он все же наиболее перспективный проект из всех известных новичков. И, по сути, является альтернативой F-22, за которую готовы платить некоторые страны. Пусть даже условно он всю жизнь простоит в ангаре. При этом, к такому выводу приходят эксперты, характеристики Т-50 и F-22 примерно одинаковые. Т-50 вроде даже лучше. У него выше скорость, лучше вооружение, запас хода, меньше заметность. Но это объяснимо - Т-50 разрабатывался гораздо позже.
|
Российский Т-50 на финальных летных испытаниях
|
Нужен ли вообще истребитель пятого поколения? Оборонка - та сфера, в которой нельзя выступать в качестве догоняющего - если играть, то только на опережение. Или искать другие варианты подмять небо под себя. Однако в любой стране потребность в военной технике определяется ее военной доктриной. F-22 - воплощение военной политики США. У них есть бомбардировщики-невидимки, и F-22 созданы для того, чтобы прикрывать ход этих тяжеловесов. И по идее адекватный ответ на появление F-22 или F-35 - это разработка комплекса мер, которые сделают применение машин пятого поколения в бою бессмысленным. Здесь и ПВО, и, позвольте так сказать, истребители истребителей пятого поколения. Собственно те машины, которые могут увидеть “стелс” и отправить ракету, что гарантированно не собьется с курса, точно поразив цель, при этом не обладая всеми характеристиками машин пятого поколения. Подобное сделать гораздо дешевле - ЕФ2000 “Тайфун” и “Рафаль”, а также Су-27 и МиГ-29 после некоторой модернизации готовы выступить в роли истребителей “стелсов” - таков вывод военных экспертов. Т-50 - безусловно, тоже. Но, считают аналитики, в нынешней ситуации он несколько избыточен. Отчего больше похож на машину для продажи Т-50 - это не основная боевая машина, а проект, который поддерживает ВПК России в форме. Для реальной обороны хватит и того, что есть. Максимум - доведение до совершенства аппаратно-программных комплексов и РЛС существующих машин. Конечно, бросать проект не стоит, но и торопиться - тоже. Собственно, это и происходит сегодня - Т-50 шлифуют до блеска. И, на наш взгляд, именно с этим связана некоторая задержка в принятии на вооружение российской машины пятого поколения. Как вести войну и защищаться от агрессора другому государству - советовать не нам. Однако мы понимаем, почему крупнейшие страны мира несколько пассивно относятся к появлению истребителей пятого поколения. Эти аппараты в современных условиях избыточны. Есть 4++ - то самое поколение, которое, по мнению аналитиков, способно составить реальную конкуренцию всем проявлениям нынешних “стелсов”. Поэтому разработка, а также появление машин пятого поколения больше походят на желание вступить в элитный клуб избранных и необходимость поддержать ВПК созданием конкурентоспособной техники на международном военном базаре, а также оправдать безумные траты на оборонку перед налогоплательщиками. Поэтому появление истребителя пятого поколения - давно уже не главный вопрос национальной безопасности. |