|
Юлиана Жихорь Саммит СНГ и Совет глав государств ЕАЭС решали важнейшие региональные задачи. Первая - вопросы безопасности и политики, вторая - экономической интеграции и расширения
СНГ пытается стать сильнее Содружество независимых государств претерпевает очередной виток реформирования. Многолетнее существование ради существования не отвечает современным реалиям и требует от стран-участниц более углубленного сотрудничества. Эти оценки высказывались уже не раз, но действий никто не предпринимал. Инициативу по реформированию Содружества взял на себя Казахстан. Точнее, по формулированию сценария изменений: Нурсултан Назарбаев предложил к 25-летию образования СНГ разработать новую концепцию развития и адаптации СНГ к новым мировым реалиям. Собственно, эта инициатива стала результатом года председательствования Казахстана в Содружестве и итогом попыток Астаны направить СНГ на путь реформ. Напомним, еще год назад Назарбаев озвучивал, что “важно повысить роль СНГ в решении актуальных вопросов сотрудничества наших стран в многостороннем формате” и укреплять торгово-экономическое взаимодействие стран-участниц. Пока государства приняли 17 документов, подписали ряд международных договоров в правоохранительной сфере и в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одобрили Концепцию военного сотрудничества до 2020 года и Программу сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 годы. Последняя стала ответом на ситуацию на внешних границах СНГ, которой президенты посвятили много времени своей встречи. Угроза со стороны террористических организаций “Талибан” и ДАИШ (она же - “Исламское государство”) уже вплотную подошла к границам Содружества: в Афганистане талибы контролируют больше 60 процентов приграничных с СНГ территорий. Там же, в Афганистане, у границ концентрируются и боевики ДАИШ. Что, разумеется, не может не вызывать беспокойства у глав государств, которые одобрили идею создания военной группировки в Центральной Азии. Председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев - заявил, что “безответственные действия террористов несут прямую угрозу международному миру и безопасности. Эта опасность вполне реальна и для государств Содружества. Поэтому тема противодействия терроризму, борьбы с террористическими проявлениями стоит в центре внимания специализированных отраслевых советов СНГ”. Впрочем, неспокойно не только на внешних границах, но и внутри СНГ. Проблема Нагорного Карабаха и взаимных претензий Баку и Еревана длится уже более 20 лет, несмотря на многочисленные попытки урегулирования. Периодически возникают конфликты между Узбекистаном и Кыргызстаном, которые никак не могут решить вопрос использования трансграничных рек. Глава Узбекистана недавно в очередной раз заявил, что эта нерешенная проблема может привести к глобальной войне за воду. “Контроль за водными ресурсами в республиках Средней Азии может привести к полномасштабной войне. Нужна согласованная позиция по энергетическим проектам на реках, протекающих по территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении”, - заявил Ислам Каримов, намекая на отсутствие согласования с Ташкентом строительства Кыргызстаном ГЭС. Вообще у Каримова много претензий к СНГ. Он остался крайне недовольным повесткой дня заседаний Совета глав государств в Боровом. По его мнению, президенты увлеклись более мелкими интеграционными образованиями, отодвигая на второй план вопросы СНГ в целом. “С появлением на постсоветском пространстве других межгосударственных образований повестка дня заседаний Совета глав государств и других уставных органов СНГ в подавляющем большинстве случаев носит общий, рамочный характер, внесенные в нее вопросы не имеют какого-либо отношения к ситуации, складывающейся сегодня на пространстве Содружества. По сути, они оторваны от реальной действительности”, - заявил Каримов. По его мнению, “каждое из этих межгосударственных объединений, СНГ и Евразийский союз, должны иметь собственную повестку дня и программу действий, не подменять и не дублировать друг друга, говоря коротко, они должны дополнять друг друга”.
Евразийский союз разделит таможня Тем временем Евразийский экономический союз решал важный вопрос - вхождение Казахстана в ВТО на особых условиях: ставки импортных пошлин по 1,3 тысячи позиций у Астаны будут ниже, чем в Союзе в целом. Вызвано это тем, что процесс вхождения в ВТО Казахстан начал гораздо раньше, чем появился Таможенный, а затем и Евразийский экономический союз. Теперь страны - члены ЕАЭС, в первую очередь Россия, побаиваются, что к ним через Казахстан хлынет дешевый импорт (в частности, бытовая техника и продовольствие). Решено было ввести механизм “доплаты пошлин” при пересечении внутренних границ Союза. Правда, возрождать таможенные посты страны не намерены. Вместо этого импортерам будет предложено “заявлять о намерении” использовать Казахстан в качестве транзитной территории для дальнейшей перепродажи ввезенного товара в странах ЕАЭС. Расширение торговых границ На нынешнем саммите глав государств ЕАЭС было принято важное решение: начать переговоры с Китаем и Израилем по созданию зоны свободной торговли. Ожидается, что переговоры по формированию торгово-экономического соглашения начнутся в первом квартале следующего года. Как сообщил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, также определены форматы проработки вопросов по углублению создания преференциального режима взаимодействия с Индией, Ираном, Египтом и другими государствами. Пока зона свободной торговли у ЕАЭС появилась лишь с Вьетнамом (соответствующее заключение подписано в мае текущего года). Но если Вьетнам рассматривается государствами - участницами Союза больше как место сбыта продукции (включая сырье), то с Китаем все гораздо сложнее. Казахстан (а вслед за ним и Россия) еще до момента образования ЕАЭС всячески пытались защитить свое производство от дешевого импорта из КНДР. В Астане не раз говорили, что главная причина “смерти” легкой промышленности страны - дешевый китайский ширпотреб. По этой же причине у нас бизнесмены не торопятся вкладывать средства в строительство теплиц для всесезонного выращивания овощей, предпочитая завозить более дешевые помидоры-огурцы из Китая. Открытие таможенных границ с КНР снимет из без того слабые заслоны на пути китайской продукции и обезоружит несколько неконкурентоспособных (в первую очередь, по цене) отраслей казахстанской и не только промышленности. Кстати, Россия уже намекнула, что она не готова создавать с Китаем зону свободной торговли.
Астана |