|
Алла Иванилова По данным ООН, количество людей, вынужденных покинуть свои жилища из-за военных конфликтов или преследований, достигло рекордных показателей за всю историю наблюдений впервые со времен Второй мировой войны. В прошлом году во всем мире было зафиксировано почти 60 миллионов беженцев, более половины из которых - дети. В Казахстане к беженцам относятся с подозрением, и, несмотря на соответствующее законодательство, их права ущемлены
В последние годы в мире значительно увеличилось число беженцев из-за гражданской войны в Сирии, разразившейся в 2011 году. А затем и из-за конфликта в Донбассе. На сегодняшний день в Казахстане проживают 64 беженца с официальным статусом, еще около ста ищут убежище. В основном они сосредоточены в трех регионах - Алматы, Южно-Казахстанской и Алматинской областях. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в республику в поисках “мирного неба” над головой прибыли 92 украинца и 27 сирийцев. Однако далеко не всем удается получить статус беженца. Так, только семеро сирийцев получили этот статус. Примечательно, что политическое убежище в нашей республике легче получить африканцам, чем представителям дружественных соседних народов - кыргызам, узбекам и китайцам. По мнению экспертов, причина заключается в соседской солидарности государств. Большинство беженцев в Казахстане - выходцы из Афганистана, которые живут в республике десять-пятнадцать лет и чувствуют себя весьма уверенно. Они имеют доступ к рынку труда, образованию, медицинским услугам и социальной защите. Из всех категорий беженцев только они имеют право на предпринимательскую деятельность. У многих семей есть собственные торговые контейнеры на крупных рынках, стабильный заработок, который позволяет им весьма неплохо жить - снимать квартиры, ездить на собственных автомобилях. Кроме того, вопреки всякой логике и международному опыту беженцы из Афганистана имеют возможность хоть какой-то связи с родиной через свое посольство в Казахстане и могут даже получить паспорта граждан Афганистана для детей. Однако редки случаи, когда бежавшим из Афганистана предоставлялся вид на жительство, и нет прецедентов приобретения ими казахстанского гражданства. Беженцам из других стран, особенно тем, кто официально не получил этот статус, не так повезло. Многие не могут трудоустроиться, не имеют доступа к образованию, здравоохранению, пенсионному и социальному обеспечению, живут в ужасных условиях, нередко без документов, удостоверяющих личность, а посольства своих государств они вынуждены обходить стороной, чтобы не быть арестованными и высланными обратно. Более того, статус беженца дают сроком только на один год, и он подлежит ежегодному продлению, что также осложняет поиск работы, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом трудовой контракт не может быть заключен на период менее одного года. Впрочем, и в других странах, таких как США, получить вид на жительство беженцам не удается даже по истечении 15 лет жизни в этой стране. Не говоря уже о получении гражданства. Также среди рекомендаций международных экспертов - включить удостоверение беженца в перечень документов, удостоверяющих личность, и присвоить ИИН. На деле удостоверение беженца в Казахстане не имеет никакой ценности при трудоустройстве или получении различных услуг в государственном и частном секторах. Казахстан, казалось бы, выполнил все международные обязательства. Но только де-юре. Де-факто беженцы практически не имеют никаких прав в нашей стране. Закон хотя и согласуется с Конвенцией 1951 года, но его отдельные положения, а также положения других законодательных актов находятся в противоречии с ее нормами и другими ратифицированными международными актами. В республике нет единого органа, который бы занимался вопросами беженцев, а отношение властей к тем, кому пришлось покинуть из-за военных конфликтов родину, неоднозначное. Они зачастую рассматриваются как преступные элементы либо переносчики эпидемий.
Ситуация с беженцами ежегодно усугубляется и требует незамедлительного решения. Однако решать ее начали еще в прошлом столетии. В 1951 году была принята Конвенция “О статусе беженцев”, а в 1967-м - Протокол к данной конвенции. В конце 1998 года к обоим документам, как и более 150 стран мира, присоединился Казахстан. С этого момента республика начала долгий путь приведения отечественного законодательства к мировым конвенционным стандартам. Долгое время, а это 11 лет с момента подписания конвенции, проблемы беженцев в Казахстане не решались и никаких конкретных шагов по реализации ее предписаний не было сделано. Не существовало даже соответствующего закона, и этой проблемой в республике занимались зарубежные организации. Мировое сообщество стало намекать, что пора бы приступить к выполнению своих обязательств. Был разработан закон “О беженцах”, однако депутаты посчитали, что он нуждается в доработке. В итоге на это ушло семь лет. В конце 2009 года в Казахстане все-таки появился Закон “О беженцах”. Хотя парламентарии “со скрипом” дали “добро”, недоумевая, зачем в период кризиса принимать закон, который предусматривает большие расходы, обязывая предоставлять беженцам жилье, “подъемные”, работу, социальную помощь и др. Но игнорировать требования международной конвенции было уже “неприлично”. Да и в 2010 году Казахстан ждало председательствования в ОБСЕ.
Астана |