|
На этой неделе группа казахстанских политологов и журналистов вернулась из двухнедельной поездки по Монголии. Впечатления от поездки сложились довольно противоречивые - во всяком случае, у автора этих строк, который до этого был в этой стране четыре раза в разное время
Если сравнить ситуацию в этой стране, например, с 2008 годом, то налицо очень нестабильное финансовое положение. Во время нашей встречи в Улан-Баторе с независимым финансовым аналитиком Тумурсухом Ундарья мы с удивлением узнали, что валютных запасов Монголбанка хватит на удовлетворение потребностей страны только в течение 18 недель. Страна, как оказалось, имеет огромные долги: по состоянию на октябрь 2014 года сумма внешнеэкономической задолженности - 19,8 миллиарда долларов. Это для такой экономики, как монгольская, огромные деньги. И к тому же уже к марту 2017 года страна должна выплатить иностранным кредиторам 580 миллионов долларов. Подсчитано, что для полного погашения иностранных займов стране придется в течение 16 лет отдавать на это не менее 10 процентов бюджетных доходов ежегодно. Дело в том, что 2014 год обозначил падение важных экономических показателей. Так, темпы роста ВВП сократились с 17,3 процента в 2011 году до 7,2-5 процентов в 2014-м. На нынешний год прогнозируют тоже пять процентов роста. Конечно, это еще не кризис, но налицо резкое замедление экономического развития, вызванное как объективными, так и субъективными причинами. Экономика Монголии питается во многом иностранными инвестициями. А их приток в прошлом году сократился в 7,5 раза - с 4,5 миллиарда долларов до 600-845 миллионов долларов. Соответственно, курс национальной валюты - тугрика - упал с 1320 тугриков за один доллар в начале года до 1995 тугриков, то есть более чем на 40 процентов, в мае. В стране также высокая инфляция - 11,5 процента, рост цен на товары широкого потребления, в среднем от 10,6 процента до 177, прекращение деятельности более половины хозяйствующих субъектов - все это свидетельствует об очень больших трудностях и кризисных явлениях в экономике Монголии. Конечно, главной причиной этих негативных явлений является воздействие мирового экономического кризиса, вызвавшего резкое падение цен на основные статьи монгольского экспорта - медь, уголь, железную руду, кашемир, в результате чего бюджет не досчитался 800 миллионов долларов в прошлом году. Но во многом эти трудности являются “рукотворным”. Как признал новый премьер Чимэдийн Сайханбилиг в обращении к парламентариям: “Мы сами создали кризис. Несмотря на усилия, расширить производство не удалось, а своими законами мы разогнали инвесторов”. Одной из субъективных причин возникших трудностей является нерациональная трата предыдущим правительством бюджетных средств, а особенно 2,3 миллиарда долларов, полученных на мировых биржах за выпущенные так называемые “Чингисхан бонды” и “Самурай бонды” (мы уже писали об этом). Часть из этих внебюджетных доходов была просто роздана наличными, в том числе на различного рода дотации: стипендии студентам вне зависимости от их успеваемости, высокие выходные пособия выходящим на пенсию госчиновникам, пособия многодетным матерям, имеющим орден “Материнская слава”, ежемесячные выплаты по 20 тысяч тугриков всем детям до 18 лет и т.д. Одним из примеров нерационально щедрого расходования средств было строительство 29 дворцов культуры в центрах сомонов (районов) с населением до 1 тысячи человек и двухэтажных школ там, где число школьников составляло всего 100 человек. Правительство вынуждено прекратить осуществление проекта “Новый сомон”, предусматривавшего кардинальное преобразование облика сомонных (районных) комплексов с запланированных ранее 14 до 2, провести реструктуризацию Академии наук с ее 49 научно-исследовательскими институтами и штатом в 1500 научных сотрудников. Упор делается на перенос научно-исследовательской работы в вузы, где она должна сочетаться с преподаванием и подготовкой кадров специалистов. Вообще, правительство намерено добиться в 2015 году сокращения всех бюджетных и внебюджетных расходов на общую сумму почти в 1 триллион тугриков, получив у международных финансовых организаций долгосрочные, на 10-15 лет, льготные кредиты под два процента годовых. Параллельно с режимом экономии повышается подоходный налог на хозяйственные единицы и на физические лица. Но представляется, что правительству будет не просто выдержать курс на жесткие меры экономии, ибо по настоянию парламента сохраняются все многомиллиардные социальные обязательства. Искандер Исаев, политолог |