|
Ситуация в Йемене складывается весьма сложно и вместе с тем интересно. Если учесть, что в широкую войну на Ближнем Востоке втягивается все больше участников и теперь уже о пресловутом американском участии можно говорить очень осторожно
Попробуем рассмотреть происходящее как можно объективнее, основываясь лишь на сухих новостных сообщениях. Саудовская Аравия и ее союзники блокируют порты Йемена и продолжают бомбить его. Как и Тель-Авив, Эр-Рияд настроен против ядерной сделки с Ираном. Стараясь пресечь влияние Тегерана в регионе, саудовцы поддерживают наступление джихадистов в Сирии, финансируют создание объединенной армии арабских государств, призывают США ограничить помощь проиранским силам в Ираке. Саудовская Аравия даже может с помощью Пакистана встать на путь создания ядерного оружия.
Естественно, безопасность королевства непосредственно зависит и от того, кто возьмет верх в войне в Ираке. Поскольку в нее непосредственно вовлечен главный союзник саудовцев - США, Эр-Рияд убеждает Вашингтон не позволить ополчению, поддерживаемому Ираном, захватить слишком большую часть территории Ирака, подчеркивает влиятельная американская газета.
Любопытно, что в этом плане позиция Эр-Рияда во многом совпадает с позицией Израиля, который видит в Иране самую большую угрозу. Для обеих стран происходящее буквально на глазах усиление Ирана - это не теоретические разговоры, а реальность сегодняшнего дня.
Очевидно, что каждая из сторон пытается надавить на своих союзников: Израиль - на США, Саудовская Аравия - на Францию, позиция которой на переговорах отличается особой жесткостью и предполагает автоматический (без специального решения Совета Безопасности ООН) возврат к санкциям в случае невыполнения Ираном договоренностей.
Было бы наивно полагать, что последние события в Йеменской Республике вызваны лишь внутренними “разборками”. Эр-Рияд не мог не вмешаться в борьбу правительственных сил Йемена с группировкой “Ансар Алла” (“Помощники Аллаха”), они же хусииты, так как они вот уже 10 лет создают напряженность на юго-западных границах королевства, и потом, шиитский Иран оказывает своим единоверцам, коими и являются хусииты, помощь деньгами, инструкторами и оружием, надеясь с установлением в Йемене власти последних поставить эту страну под свой контроль. Тут можно вспомнить аналогии из истории холодной войны, когда СССР и США воевали друг с другом на территории третьих стран (Корея, Вьетнам и др.).
Не приходится сомневаться, что нанесение ударов по Йемену было согласовано с Вашингтоном, а возможно, и инспирировано им. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что США начали эвакуацию персонала своего посольства в Йемене за два месяца до начала авианалетов. В интересах американской администрации максимальное ослабление иранских позиций, особенно в странах со значительной долей шиитского населения.
Тот факт, что президент Йемена Абд Раббу Мансур Хади обратился к Лиге арабских государств за помощью, - удачный повод для иностранного военного вмешательства, которое чуть раньше или чуть позже все равно бы произошло.
Когда начались налеты на Сану, Тегеран понял угрозу своему влиянию в Йемене, о чем свидетельствует звонок президента Ирана Роухани президенту России Путину вечером 26 марта: иранское руководство явно ищет поддержки у своего северного соседа.
Разговоры о том, что хусииты могут перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив и тем самым нарушить международное судоходство, в том числе транспортировку нефти, несостоятельны, так как устранение военным путем каких-либо морских “барьеров” хусиитов не будет представлять для США большой сложности.
Примечательно, что антихусиитскую активность проявляют Египет и Судан, которым не нужен очаг постоянной напряженности, каковым стал Йемен в последнее время, а также возрождение здесь зейдитского имамата - теократического государства шиитов-зейдитов, существовавшего в Северном Йемене до 1962 года. Для хусиитов же это является программой-максимум. Свою программу-минимум - установление контроля над йеменской столицей - они уже выполнили.
Если в ближайшее время активность союзников по антихусиитской коалиции не прекратится, а тем более, если начнется их наземная операция, вероятность раскола Йемена резко увеличится: ситуацией могут воспользоваться южнойеменские сепаратисты и все-таки совершить то, что им не удалось в 1994 году - отпасть от Саны и воссоздать южнойменское государство, существовавшее в 1967-1990 годах.
Искандер Исаев, политолог |