|
Юлиана Жихорь
Исламское государство Ирака и Леванта представляет серьезную угрозу для безопасности стран Центрально-Азиатского региона. Активная деятельность организации на территориях Сирии и Ливана, но главное - появление передовых отрядов ИГИЛ на территории Афганистана может быть началом масштабного наступления боевиков на территорию ЦАР. Смогут ли страны региона противостоять новой угрозе - большой вопрос
На днях
президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай заявил о необходимости присутствия войск США в его стране. Главная причина такого заявления - появление боевиков ИГИЛ на территории Афганистана и опасения афганских властей в дестабилизации ими обстановки в стране.
По словам Ашрафа Гани Ахмадзая, “терроризм превращается в систему, становится сложным, контролирует огромное количество ресурсов”. И в одиночку справиться с этой системой афганские силы будут просто не в состоянии.
ИГИЛ появился на территории этой страны “вовремя” - основная масса международных сил безопасности в составе войск США и их союзников была выведена из Афганистана в прошлом году. И с 1 января в стране остались лишь около 12 тысяч натовских военнослужащих, действующих в рамках миссии “Решительная поддержка”: миссия является небоевой, и военные имеют право лишь обороняться, но не могут быть вовлечены в боевые действия вместе с афганскими силами безопасности. А это значит, что в случае активизации боевиков ИГИЛ противостоять им будет лишь хоть и опытная, но все же недостаточная по численности и вооружению армия Афганистана.
Все это не может не вызывать беспокойство у приграничных с Афганистаном стран, в первую очередь, постсоветских: Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. И, разумеется, нашей страны. Еще за несколько лет до начала вывода войск антитеррористической коалиции из Кабула в Астане заговорили об ожидаемом росте террористической угрозы, которая может “приползти” из “очага нестабильности”, коим уже полвека является Афган. Правда, тогда речь шла о возможном увеличении наркотрафика и перетоке террористических настроений в виде эмиссаров “Талибана”. Теперь ситуация усугубилась ИГИЛ.
Причем, вполне возможно, ИГИЛ будет действовать в странах ЦАР (имеется в виду постсоветское пространство) методами, отличными от Сирии и Ливии. По крайней мере, на первоначальном этапе. Здесь акцент будет делаться на “моральной подготовке” и использовании для начала внутренних “ресурсов дестабилизации”. И в этом отношении наиболее уязвимым государством является Узбекистан.
Об этом, собственно, в последнее время бьют тревогу узбекские СМИ и местная Служба национальной безопасности. “Появление ИГИЛ у самых “ворот в Среднюю Азию” означает, что потенциальная угроза превысила уровень терактов и боевых операций”, - заявил аналитик Службы национальной безопасности Узбекистана Бахтиер Шарафов. Причем сегодня политика ИГИЛ на территории ЦАР - это “комбинация военных и невоенных методов”. По словам Шарафова, узбекским спецслужбам уже известно о том, что боевики ИГИЛ отправили эмиссаров в Узбекистан и другие среднеазиатские страны с задачей вести пропаганду. Пропаганда здесь проста - построение Халифата.
И в ведении такой “информационно-пропагандистской войны” экстремистам ИГИЛ могут помочь внутренние стабилизационные силы страны - Исламское движение Узбекистана (ИДУ).
ИДУ, кстати, давно называли “главными союзниками” талибов, когда те представляли наибольшую угрозу для спокойствия в регионе в целом и Узбекистане в частности. Об этом еще в 2011 году говорил, в частности, российский независимый эксперт Арслан Магомедов: “Они (талибы) не будут нападать на территории соседей, так как это не в их правилах, но будут дестабилизировать обстановку путем вербовки в свои ряды прежде всего узбекских граждан, где очень сильны религиозные настроения и самое крупное в регионе население... Кроме того, Исламское движение Узбекистана, главная цель которого - свержение нынешнего режима в Узбекистане, является одним из основных союзников талибов. Посредством ИДУ в Узбекистане будет осуществляться агитация населения, которое от своего бесправного положения и нищеты находится на грани взрыва. Будут осуществляться теракты. Пока узбеки находятся в страхе от тех репрессивных мер, которые существуют в стране, но как только население почувствует слабину у власти, произойдет взрыв”.
А вот теперь самое интересное: на чью помощь в борьбе с такими эмиссарами может рассчитывать Ташкент и другие страны региона. Несмотря на то, что в стране весьма сильная и профессиональная Служба национальной безопасности, которая имеет весьма серьезный опыт противодействия внутренним экстремистам (ИДУ) и внешним, приграничным, угрозам, одному Ташкенту с эмиссарами (не исключено, в будущем действующих не только невоенными методами) не справиться. А это означает, что Ташкенту потребуется военная помощь извне - от стран-союзников и заинтересованных государств.
В первую очередь можно ждать “инициативы поддержки” США и сил НАТО. Хотя бы просто потому, что сегодня Узбекистан - единственная страна региона, которая не подпадает под “дружескую поддержку” Москвы. В 2012 году Ташкент приостановил свое участие в военно-политическом союзе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в котором российские силы являются наиболее сильными. С другой стороны, Ташкент пошел на конфликт с США, одномоментно закрыв американскую военную базу на территории страны (когда США потребовали международного расследования андижанских событий в мае 2005 года). Так что Белый дом жаждет реванша и одновременного возвращения на геополитическое поле Центральной Азии. Что в условиях нарастающего противостояния с Россией будет весьма выгодно.
С другой стороны, Узбекистан является участником ШОС и ее Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, входя в Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) ШОС (штаб-квартира РАТС, кстати, находится в Ташкенте). Так что, вполне возможно, “содействия” сил НАТО может не одобрить и Пекин, который играет в ШОС ключевую роль.
В общем, Узбекистан - выгодная площадка для экстремистов, поскольку фактически станет этаким плацдармом для геополитических войн на своей территории для крупных держав.
Что касается Таджикистана, тут дело обстоит проще: на его территории базируется российская военная база, он является участником ОДКБ и РАТС одновременно. Туркмения, де-юре нейтральная страна, в последние годы все больше стремится к геополитическому сближению с Россией. К тому же не исключено, что территорию этой соседней страны боевики предпочтут использовать как некую “базу отдыха”: благо почва там, если верить сообщениям разного рода экспертов, давно облюбована талибами. Кыргызстан, который также является взрывоопасной точкой, также в ОДКБ и может рассчитывать на мощную военную поддержку Кремля. Так что в этих государствах проблем с поиском “основного защитника” также не должно возникнуть. А уж Москва размениваться на “демократические переговоры” с террористами а-ля Запад в Ливии и Сирии вряд ли будет.
Видимо, именно поэтому боевики ИГИЛ активизировались именно на границе с Узбекистаном.
Что касается нашей страны, то нам также светит угроза дестабилизации не только на внешних границах (Узбекистан), но и внутри страны. Несмотря на все потуги силовых структур, уровень охвата радикальными направлениями в исламе все еще достаточно силен. К тому же на появление протестных настроений может повилять ухудшение социальных настроений населения, стимулируемых экономическим кризисом.
Сегодня Казахстан активно сотрудничает в антитеррористическом направлении с государствами-союзниками как в рамках ОДКБ, так и в рамках ШОС. Кроме того, ведется тесная работа по противодействию проявлениям экстремизма со спецслужбами приграничных государств, нацеленная на недопущение проникновения на территории государств пропагандистских групп экстремистов.
Впрочем, стену на границе, увы, не построишь. А значит, и исключать роста потенциальной угрозы, увы, нельзя.
Астана |