Еще одна страна выразила готовность не только наладить тесные связи с членами Таможенного союза, но и вступить в него. Этой страной на этой неделе неожиданно для многих стал Тунис. Это африканское государство надеется, что уже скоро сможет присоединиться к Таможенному союзу и прийти со своей продукцией на место европейских фруктов, овощей и даже сыров
Во всяком случае, Посол Туниса в России Али Гутали заявил, что уже в ближайшем будущем его страна подаст заявку на вступление в ТС.
При этом все мировые информагентства уточняют, что Таможенный союз - это форма торгово-экономической интеграции между постсоветскими республиками - Казахстаном, Россией, Белоруссией, Арменией и Киргизией, которая предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны - участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Безусловно, для североафриканской страны Таможенный союз - это огромный новый рынок сбыта, в первую очередь тунисской сельскохозяйственной продукции. После “арабской весны” Тунис еще переживает политические и экономические перемены, и новый экономический партнер был бы как нельзя кстати. Тем более, что основные торговые партнеры Туниса переживают не лучшие времена.
Например, главный экспортный продукт Туниса - оливковое масло. Его производят в шесть раз больше, чем потребляют - 300 тысяч тонн, из которых на внутренний рынок уходит только 50 тысяч тонн. Остальные 250 тысяч тонн поставляются в основном в США, Южную Америку и Азию.
Однако Тунис готов нарастить экспорт своего ключевого продукта в страны ТС. Также тунисцы хотели бы увеличить поставки оливок и фиников, которые из стран бывшего СССР в основном сейчас закупают российские компании. И, наконец, Тунис готов обеспечить партнеров собственными свежими фруктами и овощами, а также сырами взамен запрещенных европейских.
Об этом еще в октябре заявили в Министерстве торговли и ремесел Туниса. Там уверяют, что в стране достаточно развито сыроделие, и тунисские сыры вполне способны заменить французские потребителям из стран ТС.
Суть современной экономической системы Туниса можно выразить несколькими словами: капитализм с сильным государственным регулированием экономики и с ориентацией на несколько индустриальных стран, главным образом, Европы - преимущественно это пока Франция и Италия.
Тунис по-прежнему аграрно-индустриальная страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Второе по значимости место по доле в национальном доходе имеет туризм, третье - легкая промышленность.
Сельское хозяйство ориентировано на выращивание цитрусовых, овощей и оливок. По экспорту оливок и оливкового масла Тунис занимает четвертое место в мире. Многие тунисские семьи, даже из числа коренных и стопроцентных горожан, до сих пор имеют наделы земли в сельской местности с небольшой оливковой плантацией. Сбор урожая оливок (декабрь - январь) превращается для многих тунисцев в ежегодный семейный ритуал, когда все родственники собираются вместе.
В сельском хозяйстве Туниса наблюдается определенный крен в сторону “экспортных” культур в ущерб производству зерновых. Страна, которая в свое время на две трети обеспечивала потребности в зерне всей Римской империи, сейчас вынуждена закупать зерно для собственных нужд за рубежом.
Между тем уровень жизни в Тунисе весьма высок для развивающейся страны. Среди африканских стран Тунис является безусловным лидером по уровню благосостояния своих граждан, так было, во всяком случае, до пресловутой “арабской весны”. Минимальная зарплата, установленная государством, сейчас составляет 270 динаров (чуть менее 200 долларов США) в месяц. Сами тунисцы с гордостью говорят, что к среднему классу у них до сих пор относится почти 50 процентов населения.
Большинство наблюдателей до сих пор не могут объяснить, почему “арабская весна” началась именно с благополучного Туниса. Это произошло 17 декабря 2010 года с акции протеста, когда 26-летний торговец овощами Мохаммед Буазизи предпринял попытку самосожжения, когда он лишился своего бизнеса. Тогда на улицу вышли тысячи людей, недовольных безработицей. В столкновениях с полицией погибли около 300 человек. Президент Бен Али бежал из страны и был позже приговорен к пожизненному сроку.
А смена власти в Тунисе была позже названа “жасминовой революцией”.
Талгат Бисенбаев |