|
В результате произошедших в 2014 году событий мир стал другим, он перекраивается и видоизменяется. За нашей дверью стоит новый мировой порядок
Уходящий год был нелегким, и поспорить с этим сложно. И связано это было не только с падающими ценами на нефть, что сказалось на нашей девальвации, но и для Сирии и Израиля, Америки и Молдовы.
Главные события, развернувшиеся в этот год на Евразийском материке, можно подвести под общий знаменатель, который заключается в попытках разделения сфер влияния России, Евросоюза и США. Авансценой этого действа стала Украина.
Попробуем восстановить события уходящего года в хронологическом порядке. Конечно, давая оценку международной повестке-2014, отталкиваться придется от Украины, так как именно ситуация на территории этой бывшей советской республики стала отправной точкой всех последующих санкций, межгосударственных разрывов и в какой-то мере даже возвращения к статусу холодной войны.
Осень-зима 2013-2014 года запустили тот маховик, который привел в дальнейшем к потере Украиной Крыма и гражданской войне, сбитому “Боингу” и ухудшению ситуации на международной арене.
В течение всего года США пытались вмешиваться в дела даже тех стран, которые никак не могут затрагивать американские интересы. В отдельных случаях это удавалось и приносило свои плоды. Госдеп в лице Джен Псаки весь год давал оценку буквально всему, что происходило в мире. Американцы были постоянно недовольны, постоянно против и возмущены.
Кульминацией “войны слов” стала катастрофа малайзийского “Боинга 777” рейса МН17 в небе Донецкой области. На следующий день после трагедии, 18 июля, мир стал свидетелем невиданной в истории отлично скоординированной и организованной информационной истерии буквально на всех континентах. Ее поддержали ведущие политики Запада, выступившие синхронно и дружно с обвинениями в совершении преступления - уничтожения “Боинга” - повстанцами юго-востока Украины.
Недовольство, очевидно, оказалось неким западным политическим трендом и передалось от американских политиков в качестве постоянного симптома канцлеру Германии Ангеле Меркель. Меньше всего в уходящем году г-жа Меркель занималась внутренними вопросами своей страны. Ее основной заботой стали Украина и Россия. Она стала буквально генератором санкций и способов возмездия Москве за несговорчивость. Причина этого кроется в наличии у США действенных рычагов влияния на основных игроков Евросоюза, в частности - на Германию и Францию.
Между тем в самой Европе год был отмечен ростом сепаратистских настроений, которые объясняются и ухудшением экономического положения Евросоюза, и кризисом миграционной политики Брюсселя, и общей разочарованностью общей обстановкой на континенте.
Несмотря на то, что референдум об отделении Шотландии от Англии 18 сентября закончился победой сторонников единства королевства, тенденция от этого не изменилась. Крепнет сепаратистская решимость в Каталонии, население которой спустя полтора месяца после шотландского референдума огромным большинством в 80 процентов голосов высказалось за независимость в ходе неофициального опроса.
Крепнут подобные настроения в области Венето на северо-востоке Италии, в испанской Стране басков, в бельгийской Фландрии. Готовится опрос о независимости в итальянском южном Тироле. Скептицизм по поводу “европейских ценностей” подтвердили и майские выборы в Европарламент - тогда значительного успеха достигли правые и те, кто выступает за кардинальные реформы в Евросоюзе.
Но не только Европа бурлила в этом году. В Таиланде произошел очередной военный переворот после почти двух лет смуты, в которую были вовлечены представители региональных элит. А в Гонконге волнения продолжаются до сих пор, после того, как Пекин сделал попытку изменить местное, оставшееся еще после британского господства, избирательное законодательство. Сотни человек арестованы. Пекин обвиняет Вашингтон в попытке организации очередной цветной революции, а Вашингтон, как и следовало ожидать, обвиняет Пекин в нарушении прав человека.
Вообще 2014-й год был довольно непростым для Китая. Как мы отмечали, он пытался справиться с высочайшим объемом просроченных кредитов, связанным со стратегией “роста во что бы то ни стало” даже в 2008 году. Теперь очевидно, что рост китайской экономики в 2014 году был гораздо более медленным, чем раньше.
Кроме того, эта страна в минувшем году переживала довольно болезненный процесс некой “перестройки”, когда руководство пыталось совместить прежнюю экономическую модель развития с подобием реформ. Это ознаменовалось несколькими сотнями судебных процессов над крупными региональными руководителями по обвинению в воровстве и коррупции. В 2014 году Китай во всем мире был признан первой экономикой на планете.
В целом же 2014 год признается самым сложным годом после распада СССР. Противоречия, которые не были устранены за последние два десятилетия, накопились и дали о себе знать в полномасштабном кризисе международных отношений на мировом уровне. Сегодня в него вовлечены уже десятки стран, и каждый месяц уходящего года добавляет новые тревоги. Становится совершенно ясно, что целью, например, западных санкций против Москвы является не смена политического режима Путина, а полный демонтаж нынешней российской государственной машины со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как заявил небезызвестный сенатор Маккейн: “Мы должны довершить то, что не довершили прежние администрации, которые не довели до конца дело по уничтожению самой возможности возрождения империи на просторах Евразии”.
Этим “возрождением империи” на Западе видится оформление Евразийского экономического союза. Что приводит к дополнительной политической паранойе в западных столицах. |