ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Признание непризнанных Мир

Ботагоз Сейдахметова
Этот год можно смело называть годом шансов для непризнанных территорий. Сначала этот шанс выпал Косово, и вот теперь пришла пора ликовать двум непризнанным кавказским республикам - Южной Осетии и Абхазии. Указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии был подписан российским президентом Дмитрием Медведевым 26 августа 2008 года.
Как всегда, что за признанием новых независимых государств стоят драматические события и взаимные упреки государств-тяжеловесов


В девятнадцатом веке в результате повального краха колониальных империй на карте мира появились новые государства. Происходило это довольно просто: некая территория провозглашала себя независимым государством, при этом только наиболее продвинутые из них понимали, что для реального суверенитета необходимо международное признание.
Официальное признание проходит в два этапа - де-факто и де-юре. При этом не всегда первое должно предшествовать второму. Вот вам пример - Великобритания де-факто признала правительство Советского Союза в 1921 году, и только спустя три года - в 1924 году - она признала новое государство юридически.
alt
Президенты двух новорожденных государств -
Эдуард Кокойты и Сергей Багапш
Пример международного признания Израиля наиболее интересен. Первыми фактически признали временное правительство Израиля в мае 1948 года США. Они же юридически признали Израиль в январе того же года. Советский Союз признал правительство Израиля де-юре в мае. Существует общепринятое мнение, что Сталин надеялся в лице еврейского государства получить союзников в регионе, потому как среди его лидеров было много сторонников левых и коммунистических идей.
Что же касается арабских государств, то подавляющее большинство из них до сих пор отказывается признать Израиль. Израиль не признают 39 из 191 государства, входящих в ООН. В то же время Палестинскую автономию признают лишь 93 государства мира.
Непризнанные государства в нашем XXI веке - это некоторым образом продукт разложения огромной социалистической системы, которая когда-то занимала пятую часть суши - от Японского моря до самых капиталистических границ Старого Света. Развалившийся карточный домик Советского Союза потянул за собой развал Югославии, Чехословакии, отделение Прибалтийских республик, таким образом разбудив старые территориальные споры, за которыми стоит история империй и войн.
В решение этих проблем вольно или невольно втягиваются уже устоявшиеся в своем статусе государства. Например, в спор о независимости Приднестровской Республики втянута не только собственно Молдова, которая считает ее частью своей территории, но также Румыния. Румыния напоминает, что румынская провинция Молдова была некогда силой передана в управление Российской империи (по сути, подарена), а потому защищать интересы молдавской стороны означает защищать интересы Румынии. Более того, Бухарест давно вынес этот вопрос на повестку дня Европейского союза, членом которого он является с недавнего времени. Между тем, на мой взгляд, главными в вопросе о независимости Приднестровской Республики являются амбиции заинтересованных сторон - Молдовы и Российской Федерации. Приднестровье является частью Молдовы, но, если верить результатам опроса населения этой республики, она мечтает присоединиться к России.
Еще одно непризнанное государство также находится на Кавказе. Нагорный Карабах находится между Азербайджаном и Арменией, в советское время он был частью Азербайджана. Впрочем, Азербайджан и сегодня считает его своей территорией, в то время как Армения добивается полной независимости Нагорного Карабаха. По сути, карабахский конфликт окончательно рассорил армян и азербайджанцев, которые даже прервали дипломатические отношения между собой. Мне приходилось слышать довольно жесткие высказывания в адрес друг друга и от армян, и от азербайджанцев, причем от людей, которые по своему положению обязаны быть дипломатичными.
Международные миротворцы вот уже не первый год пытаются уладить карабахскую проблему. Но пока все усилия дипломатов успехом не увенчались, Армения пытается хоть как-то использовать карабахскую карту в своих интересах. А именно: поддержать российское решение о признании Южной Осетии и Абхазии в случае ответного признания независимости Нагорного Карабаха.
Я пыталась получить комментарии армянской стороны, но все попытки поговорить с советником посольства Армении в Казахстане ничем не увенчались, видимо, по причине глубокой занятости дипломата. Представитель армянского МИД в Ереване Тигран Балаян на мой длинный запрос с вопросами посчитал нужным всего лишь отписаться коротким стандартным а-ля дипломатическим текстом. А именно: “Армения всегда выступала за, и продолжает быть уверенной в том, что решение конфликтов военным путем бесперспективно. Подобные конфликты должны решаться на основе свободного волеизъявления народов”.
Такое нежелание общаться с прессой, возможно, вызвано болезненностью самого вопроса о независимости, а также тем, что позицию Армении в отношении независимости Нагорного Карабаха никто из влиятельных государств мира не поддерживает. В отличие от Грузии, которую защищает супердержава в лице Соединенных Штатов Америки.
Напомню, что в составе самой Российской Федерации есть автономии, которые время от времени заявляют о желании отделиться от нее. Наиболее мягкий пример из этого ряда - мусульманская республика в составе федерации - Татарстан. Наиболее кровавый пример - Чечня, у которой на самом деле нет практически никаких шансов стать отдельным независимым государством, потому как слишком много поставлено на карту и Москва просто так не уступит своих позиций.
В Украине о территориальной и прочей независимости мечтает Крым.
Но, надо сказать, что в ситуации со спорными и непризнанными территориями мировая политика невольно использует “двойные стандарты”. С одной стороны, существует принцип нерушимости границ, а с другой - право на самоопределение. Часто эти два международных принципа входят в противоречие друг с другом.
Напомню, что принцип нерушимости государственных границ был провозглашен в 1975 году на Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В то же время, в 1976 году в силу вступила Конвенция ООН о гражданских и политических правах, которая декларирует право наций на самоопределение. Причем Международный суд в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Вот такой вот парадокс.
Согласно теории американского политолога Роберта Джексона, государства мира делятся на два типа: “квазигосударства” и “де-факто государства”. Первые признаны на международном уровне и, на первый взгляд, вполне выглядят как “взрослые”. На самом деле, “квазигосударства” не контролируют свои территории и оказывают ничтожное воздействие на жизнь своих граждан.
Между тем при втором типе государственности нет международного признания, но такие “де-факто государства” обладают практически всеми функциями обычных государств.
Вот и в случае с признанием независимости Косово однозначного и безоговорочного признания не получилось. США и Европейский союз по одну сторону, а по другую - Россия. Отличие лишь в том, что независимость Косово признали США и ЕС, а Россия и Китай выступили категорически против. Аргумент - признание Косово может создать прецедент для других непризнанных территорий в мире. Видимо, так и случилось.
Впрочем, аргумент против признания двух кавказских республик тоже логичен: Запад считает, что Южная Осетия и Абхазия - это территории, юридически принадлежащие Грузии. А потому, опять же с юридической точки зрения, действия России выглядят как нарушение законных границ чужого государства, а значит - оккупацией.
Сохранил свое мнение против признания непризнанных лишь Китай, у которого давние проблемы с Тайванем, так что такой прецедент им, понятно, не на руку.
На недавней встрече глав государств - членов ОДКБ, куда входят семь постсоветских стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, осудили действия Грузии. Но при этом лидеры этих государств пришли к выводу, что вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии каждая страна будет решать самостоятельно с учетом своих национальных интересов.
На этом фоне и без того не радужные отношения России и США заметно ухудшились, ведь и здесь каждая сторона пытается подойти к оценке ситуации с точки зрения собственных интересов.
Жесткая и уверенная позиция Москвы в вопросе Грузии и признания независимости ее анклавов говорит о том, что Россия настойчиво пытается вернуть себе статус влиятельной региональной державы. К тому же единоличное мировое господство США перестало нравиться и их партнерам по НАТО - странам Старого Света. Подтверждение тому нейтральная позиция ЕС, выраженная на недавнем чрезвычайном саммите Европейского союза, в отношении действий Москвы на Кавказе.
Кроме того, на этой неделе в Москве прошел так называемый мини-саммит по кавказскому вопросу. По сообщению информационных агентств, в московских переговорах приняли участие “президент России Дмитрий Медведев, его французский коллега Николя Саркози, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, председатель Комиссии европейских сообществ Жозе Мануэл Баррозу и Генсек Совета ЕС Хавьер Солана. Главным итогом встречи стало подписание дополнительных пунктов к плану об урегулировании ситуации в зоне грузино-юго-осетинского конфликта. Россия обязалась в течение недели вывести военных из буферной зоны в Грузии”.
Впрочем, вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии так и остался открытым. Президент Франции Николя Саркози еще раз подчеркнул, что ЕС осуждает это одностороннее признание. Но “осуждение” больше похоже на попытку пожурить непослушного, но любимого сына.
Подозреваю, что довольно мягкая позиция Европы вызвана не столько усталостью от мирового влияния Вашингтона, сколько энергетической зависимостью от Москвы. Впрочем, я еще раз утвердилась в мысли о том, что политика - дело продажное. Она, как хамелеон, меняет цвет в зависимости от опасности и своих интересов.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение