|
Арыстан Жумалиев
В творческой жизни 22-летнего Бориса Леонова еще мало событий. Решив после окончания колледжа учиться экономике, он быстро понял, что это “не его” и журналистика, к которой подталкивал отец, тоже. А слово “дизайн” звучало слишком затасканно и, как ни парадоксально, туманно. Вот и пришлось рисковать, бросать университет в Алматы и ехать за тридевять земель проверять свое творческое “я” - прильнет ли оно к этому искусству, или это всего лишь наваждение?
Поступить в Лондонский университет искусств, да еще в знаменитый колледж Сент-Мартинс, да с первой попытки, такое молодому и неискушенному юноше могло и навредить. Внушить некий “комплекс наоборот” - я, мол, крутой и оч-чень одаренный. А для молодого художника это, как известно, гибель.
- Но здесь быстро сбивают спесь, - усмехается Борис, - пахать приходится так, что о понтах нет ни времени, ни желания и думать. Да и среда, в которую попадаешь, стискивает тебя жестко и без сантиментов. Так что головокружения от успехов не происходит, а приходит осознание того, что все в жизни дается с потом, а то и с муками.
Чтобы сохранить свою первозданную творческую “форму”, свое непреклонное желание видеть мир собственными глазами, а не зрачками университетских эстетов-преподавателей, молодому художнику из Казахстана потребовалось не только упрямство, но и нечто такое, о чем он в себе и не подозревал.
- Вокруг море всякого, что только на словах зовется “искусством”. Лондон - это столица мирового дизайна. Сюда валят со всех концов Земли. Я, например, в своей группе лишь один из Казахстана. И самая главная задача, на мой взгляд, это остаться самим собой, не раствориться в модных течениях и в водовороте всех этих “измов”, “артов” и прочих звонких и пустых словообразований.
Борис снял свой первый короткометражный фильм, учась на первом курсе университета. Это была курсовая работа. Сюжет прост: разведчик из некой страны СНГ потерял связного в Лондоне, и они безуспешно ищут друг друга. В конце ленты герои случайно сталкиваются где-то на Пикадилли. Все это под музыку из “Семнадцати мгновений весны”. Получилось и забавно, и трогательно, и довольно художественно. Кстати, связного играл английский однокурсник, а разведчика - сам Борис. Фильм вышел в разгар событий, связанных с делом Литвиненко - Луговой.
- Совпадение получилось случайное, но из-за него интерес к работе был явно нездоровым, - поясняет Борис.
Помимо фильмов и увлечения анимацией студент Сент-Мартинса активно занимается фотографией и собственно графическим дизайном. Пытаясь “пересечь” эти виды современного искусства, Борис изобретает собственные эстетические “параллели и диагонали”, в сетку которых помещены образы детства и размышления об одиночестве, о поиске собственной неповторимости и погружение в самые отдаленные области памяти.
В прошедшей недавно в Алматы выставке группы молодых казахстанских художников под названием “Творческий эксперимент 19:38:02” Борис представил пять своих фотогравюр и новый короткометражный фильм “Индиго” на музыку Филиппа Гласса.
Лейтмотивом его представленных на выставке работ стало изречение: “Лучшая повесть об одиночестве - это ваша жизнь”. Фотографии - это кадры из “Индиго”. Композиция составлена так, что один из искусствоведов, посетителей выставки, назвал ее “попыткой уйти в волшебную фантазию светотени, туда, где черта между выдумкой и действительностью размыта и от реальности остаются лишь смутные контуры”.
...Старые часы, прислоненные к обшарпанной стене, рядом детский манеж, а на циферблате - 12:05. Пять минут после полудня, после начала новой половины дня. Рядом, на полу, игрушечный клоун в крохотной коляске. Огромное пространство и маленький, одинокий, оставленный кем-то человечек...
- Картинка почти из детства, - говорит автор, - но только “почти”. Детство - это ведь вечный творческий “материал” для любого человека, а не только для художника. В детстве у меня был такой же милый игрушечный клоун. И вдруг он пропал, внезапно и безвозвратно. Быть может, каждый из нас всю свою жизнь ищет вот такую любимую и потерянную игрушку детства?
Та же композиция, но в другом ракурсе, где из сияющего полуденным солнцем окна врывается свет, словно посылая в комнату снопы светящихся искр. Это не луч, это прорыв Солнца и надежды, и все в этой комнате заливается светом, в том числе и крохотный клоун на полу возле пустого детского манежа.
- Говорят, искусство - это поиск, но ведь и вся жизнь - это поиск, - считает автор. - Поиск себя, детства, добра и понимания. Это первая выставка, в которой я участвую. До сих пор я не решался выставлять свои работы вне университета. И вот здесь я понял, что, когда тебя обсуждают сокурсники и профессора или преподаватели, это совершенно не то, когда тебя оценивают сотни посторонних людей. Я испытал и волнение от этого, и огромное желание услышать их мнение.
И оказалось, что на родине, в Алматы, нашлось немало ценителей этого необычного стиля “в духе Сент-Мартинса”. Для молодого художника это явилось неожиданностью. Экспозиция Бориса Леонова пользовалась повышенным вниманием пришедшей на выставку публики.
- И это тоже логично, - считает Борис. - “Не надо за морем искать вдохновенья”, как писал Блок. За морем нужно лишь учиться тому, что умеет мир, а вдохновенье - оно приходит, когда ты в гармонии с самым близким и родным в твоей жизни. |