|
На минувшей неделе, 16-17 октября, в Милане прошел десятый саммит форума “Азия-Европа” (АСЕМ). Посвятить мероприятие планировалось, как заявили, “проблемам отношений между Европой и стремительно развивающейся Азией”. Но, как оказалось, эти проблемы беспокоили участников саммита куда меньше, чем события на Украине
Центральным событием дня стали многочисленные встречи президентов и высокопоставленных представителей Евросоюза, а также лидеров России и Украины собственно по украинскому и по газовому вопросам. Причем последний беспокоил европейцев особенно.
Накануне саммита, 15 октября, Петр Порошенко сообщил, что “по просьбе европейской стороны состоялась телефонная конференция по поводу необычайно важной встречи завтра в Милане, где лидеры европейских государств вместе со мной, президентом Украины, проведут необычайно важные переговоры с руководством Российской Федерации по крайне важным вопросам”. То есть западные страны готовились к разговору с Россией совместно с Украиной.
По его словам, ключевыми вопросами для обсуждения во время этой встречи должны были стать: восстановление мира на Украине, обеспечение мирного процесса, развитие политического процесса, деэскалация на востоке страны. С похожими заявлениями выступили лидеры США, Франции, Италии, Великобритании и Германии.
Однако встречи 16 и особенно 17 октября показали, что достичь быстрых и удовлетворительных результатов будет сложно. О том, что разногласия есть и они существенны, еще в четверг заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков по результатам встречи российского президента и канцлера Германии Меркель.
По его словам, хотя стороны почти два с половиной часа обсуждали сложившуюся на Украине ситуацию, однако их взгляды на то, что является причиной возникшего конфликта, так и остались несогласованными. Та же констатация последовала и по итогам встречи 17 октября: “С сожалением можем отметить, что со стороны некоторых участников наблюдается полное нежелание понять реальное положение дел на юго-востоке Украины. Некоторые участники проявили абсолютное нежелание даже пытаться быть объективными”.
Вместе с тем заинтересованность в нахождении взаимоприемлемых решений, несомненно, присутствовала. С утра 17 октября состоялась встреча в широком кругу: канцлер Германии Меркель, Президент Франции Олланд, премьер Великобритании Кэмерон, премьер Италии Ренци, президент Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу, президент Европейского совета ван Ромпей и будущий комиссар по вопросам внешней политики ЕС Могерини. С обеда начала работать так называемая нормандская группа, а к вечеру началась и двухсторонняя встреча между Путиным и Порошенко.
Похоже, более всего позиции участников разошлись по вопросу о том, что касается комплексного урегулирования украинского конфликта и судьбы Минского меморандума. По результатам утренней, а во многом и послеобеденной встречи большинство ее участников констатировали крайне слабый прогресс.
Даже, казалось бы, оптимистичное заявление Маттео Ренци, что дискуссия была конструктивной, сопровождалось важным уточнением:
- Это решение не может быть найдено немедленно, но мы продолжим работу в ближайшие часы, а также дни и месяцы.
Стало очевидно, что таких решений, на которые рассчитывали Киев, Брюссель и Вашингтон (незримое присутствие США на переговорах ощущалось), так и не было утверждено. По словам П. Порошенко, результат переговоров - подтверждение всеми сторонами незыблемости Минского меморандума и уточнение ситуации с проведением местных выборов на территории ДНР и ЛНР: “Первое решение: стороны четко остаются на положениях Минского меморандума и концентрируют усилия на том, чтобы выполнить все без исключения 12 пунктов. Второе: местные выборы, которые должны пройти на тех территориях, которые определены этим меморандумом, должны базироваться на законе, который я вчера подписал (имеется в виду Закон о специальном статусе Донецкой и Луганской областей, подписанный Порошенко 16 октября. - Л.М.)”.
Если говорить о Минском меморандуме, то тут не было сказано ничего нового: все стороны и так его признавали, иначе не подписывали бы. “Успех” же в переговорах по поводу выборов еще более призрачный: утром 17 октября премьер-министр ДНР А. Захарченко заявил, что ни ДНР, ни ЛНР не признают правомочности подписанного Порошенко закона ввиду того, что на республики власть Киева больше не распространяется.
К тому же на переговорах в Минске не было представителей ни ДНР, ни ЛНР.
Что касается проблем с газом, то и тут все осталось неясным. П. Порошенко оповестил о том, что в газовом вопросе есть “некий сдержанный прогресс”. Правда, что именно украинский президент имел в виду, понять трудно. Из слов председателя правления ОАО “Газпром” Алексея Миллера следует, что в Милане изменения контракта по транзиту газа в ЕС через Украину не обсуждались и не являлись “предметом переговоров”.
Лиана Минасян,
корреспондент агентства “Евразийский курьер”
специально для “Нового поколения” |