|
Юлиана Жихорь
Очередная порция санкций стран Запада против России поражает своими масштабами. Введенные секторальные ограничения грозят обвалом российской экономике. Но вместе с тем они наносят и существенный ущерб Евросоюзу. Причем не только экономический: в геополитическом плане Россия может начать глобальный поворот на Восток
Страны ЕС под давлением Вашингтона решились на очередное “закручивание гаек” в отношении Москвы. Под санкции на этот раз попали энергетика (под запретом импорт в РФ оборудования и технологий в области нефтедобычи), оборонная промышленность (эмбарго на продажу оружия и запрет на экспорт продукции двойного назначения). Впрочем, это не касается действующих контрактов.
Но самое важное из ограничений коснулось банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк). Секторальные санкции предусматривают ограничение доступа к европейским финансовым рынкам для российских государственных банков. Запрет касается ценных бумаг, которые могут передаваться от одного участника рынка другому, то есть акций, депозитарных расписок, облигаций и инструментов денежного рынка (векселя, депозитные сертификаты, коммерческие бумаги).
Санкции пока ввели сроком на три месяца. И Евросоюз не исключает возможности их лонгирования, если “Россия не исправится”.
Трехмесячный срок хоть и серьезно ударит по экономике РФ, но все же не смертелен. Однако экономисты уже посчитали приблизительный ущерб: бюджет РФ потеряет около 25 миллиардов долларов в текущем году и 75 миллиардов в следующем. В случае же, если санкции продлят, то ущерб может исчисляться в гораздо больших цифрах. Ограничение доступа оборудования и технологий весьма серьезно ударит по энергетическому сектору России и может в будущем привести к сокращению уровня добычи нефти на 10 процентов.
Помимо этого на сокращение поступлений в бюджет в текущий момент влияет и снижение нефтяных котировок. Кроме того, наблюдается сокращение неэнергетического экспорта, который занимает в общем объеме экспорта РФ около 50 процентов.
В целом введенные меры экономического ограничения против России (речь идет как о секторальных, так и о введенных ранее) уже нанесли серьезный ущерб ВВП страны. МФВ в начале лета уже скорректировал свой прогноз по росту российской экономики, опустив показатель до 0,2 процента (Москва ожидала рост по году в 0,4 процента). Однако нынешние санкции могут, как считает ряд экспертов, уронить экономику на 1,5 процента. Исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко заявил: “Сейчас становится понятно, что даже нулевой рост будет считаться уже хорошим раскладом. Но, скорее всего, России предстоит падение”.
При этом не стоит забывать, что при сокращении доходов бюджета правительство РФ пока не корректировало расходную часть, которая формировалась из расчета роста экономики в 2-3 процента. Вероятнее всего в самое ближайшее время стоит ожидать очередного уточнения бюджета. И “под нож” пойдут затраты на финансирование госпрограмм, инфраструктурных и научных проектов. “Их в стране не почувствуют сразу, но они закладывают основу долгосрочного экономического роста. И это то, что поменяет перспективы роста российской экономики - они ухудшатся. Из-за того, что сейчас Россия прекратит импортировать новые технологии, через два-три года ее экономический рост начнет замедляться”, - считает Устенко.
Впрочем, правительство РФ пообещало банкам компенсировать часть потерь от ограничения западных финансовых рынков - выделить средства из Центробанка и Фонда национального благосостояния для выплаты внешних долгов российских банков и компаний и на кредитование реального сектора. Деньги могут быть израсходованы в том числе и для вложений в ценные бумаги российских эмитентов, вложенных в исключительно самоокупаемые инфраструктурные проекты. В их числе финансирование строительства ЦКАД, а также модернизации Транссиба и БАМа. По решению главы правительства РФ расходы не должны превышать 40 процентов объема средств ФНБ по состоянию на январь 2014 года.
Но все это вряд ли спасет простых граждан от ухудшения благосостояния. Уже сейчас эксперты отмечают снижение потребительского спроса при росте инфляции. Отмечается повышение цен на основные потребительские товары и услуги примерно на шесть процентов за полгода. Для продуктов питания эта цифра составила почти девять процентов. Цены на фрукты и овощи выросли на 14-28 процентов. И тенденция к повышению цен пока сохраняется. Особенно в условиях запрета Москвой экспорта ряда товаров из Украины, Молдовы и некоторых сельскохозяйственных стран ЕС.
Кроме того, в стране наблюдается существенный отток капитала. Только с начала этого года из России вывели около 75 миллиардов долларов, эксперты считают, что до конца года эта сумма может достичь 120 миллиардов.
Часть наблюдателей предполагала, что в сложных условиях санкций Россия может радикально изменить свою политику и повернуться “лицом к Востоку”. Речь идет, в первую очередь, об активизации сотрудничества в финансовой и энергетической сферах с КНР.
Весной этого года, во время визита Путина в Пекин, стороны договорились о строительстве газотранспортной системы “Сила Сибири”, которая предназначена для транспортировки газа в Китай. Однако первые поставки газа по новому трубопроводу начнутся не ранее 2019 года. До этого времени трубу надо построить. А это обойдется ни много ни мало - в 70 миллиардов долларов. Причем сделать это необходимо за счет российской стороны.
Конечно, когда газ пойдет (а контракт подписан на 30 лет с момента начала поставок), Россия уже сможет не переживать: это крупнейший контракт на поставку газа из имеющихся в портфеле “Газпрома”, а выход на “полку” поставит Китай вровень с главным на сегодняшний день импортером российского газа - Германией. Стоимость самого контракта - 400 миллиардов долларов.
На сегодня стороны договорились об экспорте в КНР до 38 миллиардов кубометров газа с возможностью расширения до 60 миллиардов кубометров. Однако о сопоставимых с Европой объемах газа в Китай речь пока не идет.
Второй вариант компенсировать возможные потери от западного шантажа - строительство нефтепровода в Китай через алтайские годы. Лет пять назад этот проект уже витал в воздухе. Но его заморозили по экологическим причинам: часть территории проходит через природный парк - уникальное высокогорное плоскогорье Укок, входящее в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако, когда “приперло”, стало уже не до экологии. В мае этого года Путин вновь вернулся к прежним планам. Строительство новой ветки нефтепровода позволит поставлять в Китай дополнительно 15 миллионов тонн нефти в год. В итоге экспорт составит ежегодно до 31 миллиона тонн.
Однако до европейских объемов все равно далеко: в прошлом году из РФ в ЕС ушло 155 миллионов тонн нефти из 523 миллионов добытых тонн.
Увеличение же поставок в Азию до относительно безопасного для бюджета РФ объемов (на случай очередных блокирующих санкций в энергетической сфере) возможно, как считают эксперты, не ранее 2020 года. Это время потребуется для заключения новых контрактов. Строительство же каналов поставок может занять еще больший срок.
(Одновременно с этим нефть в Китай будет поставляться из Канады: в июне текущего года правительство этой страны одобрило прокладку нефтепровода к тихоокеанскому побережью Канады, который позволит доставлять сырье в Азию. Стоимость проекта составит около 7,2 миллиарда долларов.)
С появлением очередного пакета санкций, блокирующих импорт в Россию оборудования для нефтегазовой сферы, появилось мнение, что-де Москве ничего не стоит переориентироваться на поставки аналогичного оборудования из стран Азии. Однако следует учитывать, что подобные технологии являются, по большей части, уникальными. И создание аналогов займет много времени (даже в КНР). О возможности закупа технологий той же “мастерской мира” тоже речи пока не идет - у КНР собственных затрат хватает, у России же на это вряд ли найдутся средства. А это означает, что в ближайшие лет десять Москве нечего надеяться на компенсацию запрещенного оборудования поставками аналогов из того же Китая.
В случае же, если КНР все-таки переориентируется на создание требуемых технологий и выпуск оборудования, то, в принципе, тандем РФ и КНР станет этаким “независимым конгломератом”, который абсолютно не будет более нуждаться в какой либо поддержке со стороны западных стран.
Что касается перспектив сотрудничества с КНР в финансовой сфере, то, как известно, Китай может стать финансовым донором. Но, увы, на далеко невыгодных для Москвы условиях (у Китая очень серьезный долг, который превысил 250 процентов ВВП страны).
А теперь о самом интересном. Санкции никогда не бьют в одни ворота. А значит, от них пострадают и авторы - собственно, ЕС (США - в меньшей степени).
Эксперты подсчитали, что Европе санкции против России будут стоить 90 миллиардов долларов за полтора года. Это чуть меньше 100 миллиардов, которые потеряет Москва. Впрочем, если для РФ потери составят 1,5 процента ВВП, то для еврозоны 90 миллиардов - всего около полпроцента. Что, в принципе, не так критично. Но это только в том случае, если не учитывать побочные эффекты.
Страны ЕС плюс Норвегия и Швейцария потребляют около 13 миллионов баррелей нефти в день. Общие расходы на потребление нефти и нефтепродуктов - 510-520 миллиардов в год. Внутренний дефицит энергоресурсов в ЕС - 75 процентов с учетом Норвегии, если без Норвегии, то 90-92 процента. Оценочный объем импорта извне - 380-400 миллиардов с учетом Норвегии.
Впрочем, потребление нефти падает в целом по Европе. Падение началось в 2006-м и продолжается сейчас. Потребление нефти находится на уровне середины 80-х годов. Причина - повышение энергоэффективности экономики, но если брать последние пять лет, то потребление падает из-за сокращения экономики и общей стагнации.
В любом случае зависимость от российской нефти в Европе даже больше, чем от газа. Почти половина всего импорта идет из стран бывшего СССР, из которых примерно 90 процентов приходится на Россию, остальное - Казахстан, Азербайджан, Туркменистан.
Конечно, в случае, если поставки из России сократятся, то ЕС вынужден будет изыскивать иные источники нефти. В первую очередь, речь о США. Недаром Вашингтон снял эмбарго на поставки собственной сырой нефти за рубеж.
А вот что касается газа, то на днях Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер весьма спокойно отреагировал на угрозы России повысить цены на энергоресурсы в ответ на введение экономических санкций, заявив, что-де “мы можем много дней жить без импорта (российского) газа”. Европейские хранилища газа хорошо наполнены, подчеркнул Эттингер. И добавил, что-де в случае чего ЕС располагает альтернативными источниками поставок, например, из Норвегии, Алжира. Также есть возможность поставлять сжиженный газ морским путем.
Правда, он не уточнил, что в Норвегии запасы крайне низкие и истощаются, а стоимость иных поставок означает автоматическое повышение тарифов по причине чрезмерно высокой себестоимости для европейского рынка.
Кроме того, Гюнтер Эттингер может столь спокойно рассуждать о “многих днях” исключительно в теплое время года. Все прекрасно помнят, как замерзала Европа во времена скандального отключения поставок российского газа Киевом.
Есть еще один нюанс.
Беглые российские олигархи, в свое время оккупировавшие Лондон, по мнению ряда некоторых изданий, начали продавать свои активы в Великобритании. А это большая потеря не только для английской экономики.
Если россияне, “обидевшись” на Европу, “включат” патриотизм и сократят свои туристические поездки в Европу, под удар попадут многие европейские курорты. Во-первых, сократится турпоток в принципе. Это особенно сильно могут ощутить на себе южные европейские страны: Греция, Италия, Испания, где и так экономика дышит на ладан. Во-вторых, столько, сколько тратят на отдыхе россияне, наверное, не тратит никто в мире - это огромные суммы. А значит, под удар могут попасть и элитные курорты, бизнес которых сегодня ориентирован исключительно на постсоветских нуворишей.
Кстати, россияне вполне могут переориентироваться на туристический рынок того же Китая, где в достаточном количестве представлены и исторические достопримечательности, и море, и природные красоты.
В обмен на подобные потери Европа приобретает бедную Украину, которую в обмен на ее политическое преклонение придется очень сильно кормить.
На днях представитель Украины в ЕС Константин Елисеев предложил замороженные вследствие применения санкций по отношению к России финансы переадресовать Украине. “Это был бы логичный шаг как с политической, так и с экономической точек зрения... Эти средства, например, могли бы наполнить специальную программу ЕС по реабилитации Донбасса”, - пояснил он.
Оригинальное предложение. Но весьма своевременное. Европа пообещала Киеву не только экономическую помощь в обмен на реформы, но и деньги на послевоенное восстановление. Впрочем, деньги эти будут в виде займов и грантов, и, в конечном итоге, Киеву их придется возвращать с процентами.
А еще в Европу хлынут дешевые украинские трудовые ресурсы. На хорошие должности и зарплаты, на что так надеются украинцы, они вряд ли смогут рассчитывать ввиду, во-первых, чрезмерно большой конкуренции, во-вторых, отсутствия необходимых знаний. Даже элементарного знания языка страны пребывания. А потому им останется лишь та работа, за которую не захотят браться не просто жители восточноевропейских государств, которые уже давно заняли нишу дешевой рабочей силы, но даже выходцы из Турции (они составляют значительную часть населения ряда европейских стран) и Северной Африки. Сегодня именно они - самые дешевые трудовые ресурсы в ЕС.
Таким образом, несмотря на попытки “наказать” Россию, Европа сама себя загоняет в экономическую ловушку. Россия, с ее огромными ресурсами и возможностями при относительно небольшом количестве населения и весьма выгодном геополитическом положении, сможет достаточно легко переориентироваться на “усиление дружбы” с Китаем. И в этом случае такой тандем составит наибольшую конкуренцию сегодняшним “властелинам мира”. К этому экономико-политическому союзу наверняка присоединятся Индия и страны Латинской Америки, которые уже давно пытаются поднять собственное влияние на мировую политику. А это почти половина населения Земли. И, вероятно, в этой связке будут и страны, сегодня входящие в Евразийское экономическое пространство и ТС: Казахстан и Беларусь.
Астана |