|
Арман Салимов
Геополитическая схватка, за которой наблюдает весь мир, разворачивается не только на Ближнем Востоке или на Украине, но и во многих других регионах мира. Одним из ее ярких эпизодов, на который почему-то почти не обратили внимания основные мировые информационные каналы, стал визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Социалистическую Республику Вьетнам
Визит состоялся буквально накануне женевских переговоров - Сергей Лавров прибыл в душный и влажный Ханой вечером 16 апреля и всю первую половину следующего дня, 17 апреля, провел в напряженных и интенсивных переговорах вначале с главой МИДа и вице-премьером Вьетнама Фам Бинь Минем, а затем с
президентом страны Чыонг Тан Шангом. В основном они касались установления зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом, о чем стороны и обсудили готовящееся предварительное соглашение.
Здесь необходимо напомнить о том, что в начале этого месяца в Алматы завершился первый раунд переговоров по заключению соглашения о свободной торговле между странами - участницами ТС (Казахстан, Россия, Беларусь) и Вьетнамом. В ходе переговоров были обсуждены разделы проекта соглашения по торговле товарами, таможенному администрированию, правилам происхождения и защите интеллектуальной собственности, а также государственным закупкам.
И вот, судя по всему, Москва решила активизировать процесс и даже ускорить его, если судить по тому, что российский министр не только провел интенсивные (в том числе и за закрытыми дверями) переговоры с президентом Вьетнама, но и отметил, что помимо экономических вопросов “заинтересованно обсуждалась международная повестка дня”.
И здесь стороны выделили “общее видение процессов”, в частности, единую “принципиальную позицию по соблюдению Устава ООН, укреплению центральной роли этой организации, развитию коллективных подходов к решению любых международных и региональных проблем”. В данном случае это не простой перебор протокольных фраз, Вьетнам действительно становится для Москвы стратегическим партнером со всеми вытекающими из этого выгодами и сложностями.
Выгоды заключаются в том, что Россия вместе со своими партнерами по Таможенному союзу получает надежного и стойкого союзника в Юго-Восточной Азии. Причем союзника, экономика которого очень динамично растет и развивается в последние двадцать лет. Например, в 90-е годы этот рост составлял до 16 процентов в год. Сегодня рост составляет до пяти процентов в год. Это хороший платежеспособный рынок, который растет и развивается впечатляющими темпами.
Только по таким позициям, как оружие, нефть, газ, электроэнергетика, другие энергетические проекты, связанные с модернизацией и строительством новых гидроэлектростанций и теплоэлектростанций во Вьетнаме, - это очень серьезные инвестиции в машиностроение и оборонный комплекс всех участников ТС.
Кроме того, Вьетнам находится в таком климатическом и географическом регионе мира, что позволяет ему по некоторым сельскохозяйственным культурам получать до четырех урожаев в год, то есть поставлять в страны ТС продовольствие, рыбопродукты, фрукты. Вьетнам находится на втором месте в мире по экспорту риса, также на втором месте в мире по экспорту кофе. Если кофе покупать во Вьетнаме напрямую, а не через посредников, то это способствует огромной экономии денег.
Сложности же заключаются в том, что этому сближению Вьетнама и ТС отнюдь не рады в Пекине. Отношения между ним и Ханоем не налажены до сих пор, и это является серьезным фактором, мешающим более гармоничному выстраиванию сотрудничества и взаимодействию в этой части Азии.
Недовольство Китая уже неоднократно проявлялось в отношении некоторых проектов. Например, когда Газпром заключал контракт с Вьетнамом на разведку месторождений газа в Южно-Китайском море, Китай выступил категорически против, аргументируя это тем, что разведка будет производится в спорных участках моря. Также Пекин отреагировал на договоры о поставках российского вооружения Вьетнаму.
Однако развитие партнерства и включение Вьетнама в орбиту Таможенного союза выгодно со всех сторон и всем сторонам и странам союза. Выгода здесь не только экономическая, но и геополитическая. И Астана, и Москва, и Минск должны быть заинтересованы в том, чтобы ТС и формирующиеся вокруг него зоны свободной торговли были объединением не только стран бывшего СССР, но и международным серьезным экономическим интеграционным объединением. И в этом случае перспективное участие в сотрудничестве с ТС Вьетнама, а также Индии, соглашение с которой достигнуто в декабре прошлого года, будет очень серьезной заявкой на глобальное экономическое сотрудничество.
Ханой - Алматы |