|
Мы обратились к Георгию Боднаруку, руководителю Центра экономического анализа Донецкого университета, с просьбой дать характеристику современной экономике Украины. Предлагаем вашему вниманию его мнение о ситуации в этой стране
Когда на исходе 1991 года Украина обрела независимость, ее экономика была примерно на уровне стран-соседей. Посмотрите, что было дальше, это видно на таблице Всемирного банка, в которой отображена динамика роста ВВП на душу населения:
В эту таблицу не включена Молдавия, где положение еще хуже, чем в Украине. Молдавия - это отрезанная от моря крошечная страна с населением всего в 3,5 миллиона человек, а Украина с ее 45 миллионами граждан по размерам территории занимает второе место в Европе (после России, если не принимать во внимание большую часть Турции, которая расположена в Азии). С такими данными Украине следовало бы занять место среди самых развитых экономик не только региона, но и всей Европы.
Но этого не произошло. Напротив, Украина увязла в долгах и готова была просить помощи и у Запада, и у Востока, когда февральское восстание смело президента Виктора Януковича, а присоединение Крыма к России приковало к этой стране внимание мировой общественности.
Украинская экономика балансирует на грани коллапса - в ее случае мы видим весьма мрачное сочетание. Во-первых, внешняя конъюнктура неблагоприятна: мировой рынок находится не в лучшей форме, политика “количественного смягчения” ФРС США - массированная эмиссия, стимулировавшая инвестиции в развивающиеся экономики, - сворачивается. В итоге только за январь из фондов, финансировавших “развивающиеся экономики”, было выведено 16,8 миллиарда долларов против 15 миллиардов за весь прошлый год.
Во-вторых, администрация Януковича все последние годы проводила малоадекватную популистскую политику, непосильную для украинской экономики. В-третьих, длительный политический кризис ликвидировал последние шансы на благополучный исход.
В итоге ситуация выглядит так. Даже в случае западной помощи и относительного спокойствия украинский бюджет-2014 абсолютно нереалистичен - он предусматривал, например, 3,4 процента роста экономики и 16,9 процента роста доходов, которых не будет. При этом дефицит бюджета даже в рамках этого фантастического сценария планировалось увеличить до почти 7 миллиардов долларов. Сейчас же этот дефицит никто не решается даже определить.
Майдан спровоцировал дополнительный отток капитала и, как результат, давление на курс гривны (что привело к расходу и без того ничтожных золотовалютных резервов). Они, кстати, фактически исчерпаны - январь стоил им 2,6 миллиарда долларов, или 12,8 процента практически всех вливаний РФ в украинскую экономику. В итоге ЗВР снизились до 17,8 миллиарда долларов, при этом “живых” денег осталось, вероятно, 5,5 миллиарда долларов.
Самым прямолинейным следствием девальвации, которая, несомненно, будет глубокой, станет рост цен - импорт занимает 41 процент на внутреннем рынке Украины. Однако эффекты этим не ограничатся.
В результате всего этого разговоры о немедленной и масштабной помощи “демократическому” правительству, начавшиеся с подачи Кэтрин Эштон, главы европейской внешней политики, быстро стихли. Украина, очевидно, может рассчитывать максимум на 15-19 миллиардов долларов, при этом выплаты будут растянуты до 2020 года и начнутся только после “оздоровления” экономики по рецептам МВФ.
Иными словами, без массированной и быстрой финансовой помощи Украина - банкрот независимо от персоналий во власти. Исходя из чисто экономических факторов, как минимум, 20-процентное снижение уровня жизни в Украине и попутный всплеск протестных настроений были неизбежны в любом случае.
Проблема, однако, состоит в том, что крупный украинский бизнес откровенно заигрался при деятельной помощи Запада, что открывает принципиально новые возможности для коллапса. Политический кризис, наложившись на экономический, способен усилить его радикальным образом, что, в свою очередь, повлечет за собой радикализацию протеста. При этом мы видим раскол как среди оппозиции, так и среди лоялистов.
Перспективы Украины достаточно прозрачны. Впереди - резкое падение уровня жизни (со всеми сопутствующими эффектами) и длительная пауза в каком бы то ни было экономическом развитии. По сути, мы увидим еще один шаг в Молдавию - и, возможно, далеко не один. Период нестабильности будет неизбежно длительным. Вопрос о территориальной фрагментации страны (причем отнюдь не по чехословацкому сценарию), по сути, можно считать решенным - спорить можно лишь по конкретным срокам. |