|
Ботагоз Сейдахметова
И все-же, есть ли салафиты в нашей стране? За разъяснениями я обратилась к директору Центра актуальных исследований “Альтернатива” Андрею Чеботареву
По мнению Андрея Чеботарева, за последние два-три года не только в Таджикистане, но и в других центральноазиатских республиках наблюдается довольно активный процесс исламизации коренного населения.
“Что касается Таджикистана, то в связи с уровнем своего общего развития эта страна находится под сильным влиянием консервативно-традиционалистских факторов. По некоторым данным, ислам здесь исповедуют 96-98 процентов граждан. При этом государство демонстрирует свою неспособность регулировать процесс исламизации общества. В связи с этим здесь нелегально создаются и действуют соответствующие структуры, объединения, секты, проникают и проповедуют иностранные миссионеры. Только по официальным источникам известно, к примеру, о 36 незарегистрированных из 250 действующих соборных мечетей. Хотя не исключено, что немало таковых остается вне зоны внимания властей”, - считает казахстанский политолог.
Впрочем, таджикские власти все же пытаются что-то делать. В частности, еще в прошлом году таджикские власти инициировали разработку и рассмотрение проекта закона с поправками в Закон “О свободе совести, религиозных объединениях и других организациях”. Данный законопроект, в частности, устанавливает допустимое количество мечетей в городах и сельской местности. Это предполагает сокращение количества мечетей в стране.
Причем, не дожидаясь принятия данного закона, в Душанбе, к примеру, в марте 2007 года властями по разным основаниям были закрыты 5 мечетей. Плюс ко всему введены запреты на использование громкоговорящей аппаратуры в мечетях для призыва на молитву, на ношение религиозной одежды для учащихся средних и высших учебных заведений.
Андрей Чеботарев говорит, что зачастую все это дает обратный эффект, провоцируя рост приверженцев, причем даже не официального ислама, а его ортодоксальных и радикальных течений. “Проблему усугубляет неспособность лояльных к властям представителей официального мусульманского духовенства противостоять тем же ваххабитам, сторонникам “Хизб-ут-Тахрира”, а теперь уже и салафитам. Что касается последних, то они, видимо, занимают в таджикском обществе ту нишу, которую власти невольно освобождают для них, преследуя и вытесняя оттуда тех же “хизбутовцев”, - добавляет политолог.
Насколько Казахстану грозит влияние этого движения, а может, даже его экспорт? Андрей Чеботарев говорит, что, по официальной информации (прежде всего данным правоохранительных органов), в Казахстане в сфере влияния на “людские души” доминируют “Хизб-ут-Тахрир”, “Таблиги джамаат” и суфисты.
“Что касается салафитов, то они, судя по всему, еще не достигли такой численности, чтобы находиться и действовать на равных с этими организациями. Хотя в казахстанских условиях очень сложно четко провести грань между салафитами и теми же ваххабитами”.
Согласно публикациям некоторых казахстанских и российских СМИ, салафиты появились в Казахстане в 1997-1999 годах. Причем свое наибольшее распространение они получили в Мангыстауской области. Сторонниками “Салафии” стали в основном молодые граждане в возрасте 20-30 лет. Вместе с тем традиционной реакцией властей на их деятельность стало административное и уголовное преследование, которое привело к некоторому снижению активности мангыстауских салафитов.
“Еще более серьезным прецедентом стало раскрытие в конце апреля 2007 года в Южно-Казахстанской области в ходе совместных оперативных мероприятий КНБ и полиции законспирированной экстремистской группировки в количестве 13 человек. При обыске у них были изъяты самодельные взрывные устройства, огнестрельное оружие, а также партия религиозной литературы и компакт-дисков на аналогичную тематику.
Из материалов следствия и судебного процесса по этому делу следует, что в планы этих лиц входило осуществление серии терактов в Шымкенте в виде взрыва здания департамента КНБ по ЮКО, убийств сотрудников данного ведомства и членов их семей, а их лидер имел связи с организаторами взрывов в Узбекистане в 2004 году, - рассказывает Андрей Чеботарев. - При этом официальная информация однозначно утверждает, что осужденные являются салафитами, точнее представителями их самого радикального, джихадистского крыла”.
По мнению Чеботарева, казахстанские власти, особенно силовые структуры, склонны и искать, и находить “противников конституционного строя и правопорядка” среди различных групп населения, особенно верующих. “Не исключено, что в лице салафитов они пытаются создать новый образ “врага”. С другой стороны, если отдельные салафиты решили не ограничиваться нелегальными проповедями, а взяться за оружие, то это, безусловно, тревожный симптом в развитии нашего общества и государства”, - уверен Андрей Чеботарев. |