|
Ботагоз Сейдахметова
Последний июльский номер общественно-политической газеты Asia-Plus, издающейся в столице Таджикистана - Душанбе, пытался раскрыть суть фундаменталистского религиозно-этнического течения “Салафия”, возникшего на базе суннизма.
Власти Таджикистана серьезно обеспокоены активизацией и распространением идей этого движения в стране и уверены, что они подрывают стабильность в стране
По информации Asia-Plus, движение “Салафия” состоит преимущественно из молодых людей, при этом они отмечают, что средний возраст активистов в Таджикистане - около 30 лет. Опасность этого движения состоит в том, что, по некоторым сведениям, финансирование и управление “Салафии” осуществляется из заграницы, в частности, “Аль-Каидой”, “Джихади ислами”, а также другими салафийскими движениями.
Схема привлечения в движение простая и опробованная еще большевиками - создается некая идейная платформа плюс неплохие деньги по таджикским меркам - 300-400 долларов в месяц. Активисты занимаются бесплатным распространением трудов салафийских лидеров и теологов на таджикском языке.
Забегу вперед, дабы не сильно пугать классических атеистов и новоявленных агностиков опасностью экспорта в Казахстан еще одного экстремистского движения. В интервью Asia-Plus религиозный деятель, а также сенатор маджлиси оли Ходжи Акбар Тураджонзода высказал свой прогноз о том, что “распространение идей “Салафии” в Таджикистане не будет широким”. Впрочем, такие вопросы, как правило, в ведении компетентных органов. Возможно, там знают то, что пока не стоит выносить на суд широкой публики.
А потому вернемся к нашим соседям по региону.
Напомню, что Таджикистан - единственная среднеазиатская республика, которая наиболее тяжело перенесла смутные 90-е годы прошлого века. Гражданская война в этой стране истощила экономику настолько, что сегодня слово “гастарбайтер” чаще подразумевает наемного работника таджикской национальности. По сути, каждый второй мужчина в этой республике вынужден зарабатывать на жизнь на стройках и подсобных работах в России и у нас в Казахстане. Так что не надо быть экономистом, чтобы смело заявлять печальный факт о том, что экономическая ситуация в Таджикистане не становится лучше. А если все это помножить на типичные для всех среднеазиатских республик коррупцию, проблемы с правами человека, то становится понятным возникновение движений разного толка. Они заменяют собой коммунизм и прочие религии, которые оказались несостоятельными.
Проще говоря, вакуум, созданный отсутствием национальной идеи, всегда с готовностью заполняется. Другое дело, кем и чем. Ведь известно, что легче всего вербовать нищего и голодного на любой “подвиг”. Так, тот же религиозный деятель говорит, что “они могут осуществлять теракты, организовывать убийства”. Что же до идейной платформы, то, по словам Акбара Тураджонзода, салафиты убеждены, что представители традиционных течений в исламе - ханафиты, маликиты, хамбалиты, шафииты и другие - разделили исламский мир. “Особенно антагонистично они настроены против шиитов и исмаилитов. Они считают их кафирами, то есть немусульманами. И не считают их братьями по вере, - говорит в интервью Asia-Plus Акбар Тураджонзода. - Они считают, что в этих течениях много суеверий и ненужных традиций и их необходимо очистить. Иными словами, цель салафитов, которых раньше называли ваххабитами, заключается в том, чтобы все следовали только Корану и суннам пророка. Несмотря на то, что ханафитское течение не выходит за рамки Корана и сунн, они интерпретируют его в своих целях. К примеру, они также отрицают святых людей (авлиё), истинно преданных Богу, которые достигли в вере высочайшего уровня, которых чтим мы - абсолютное большинство мусульман. Они говорят, что таким образом они спасают ислам от чуждых, ненужных, по их мнению, примесей”.
Представители таджикских властей говорят о необходимости усиленного контроля за деятельностью салафитов, которые подрывают стабильность в стране. Более того, прокурор Согдийской области Хайрулло Саидов призывает ограничить доступ салафитов в мечети. “Не допускайте ни одного сторонника этого религиозного движения в мечети на молитву. Я всем даю это поручение - не впускать их. Мы знаем, где они учились и что у них за цели. Они учились там, где была угроза нашему государству с этой стороны еще в 20-е годы прошлого века”, - цитирует Хайрулло Саидова информационное агентство CA-news.
На самом деле, по словам сенатора маджлиси оли Ходжи Акбар Тураджонзода: “Руководители салафитов в Таджикистане - молодые люди, которые учились в крупных исламских учебных заведениях, таких как Международный университет в Исламабаде имени Фейсала, это выпускники вузов Йемена и Саудовской Аравии. В этих учебных заведениях позиции салафитов очень сильны. По моим данным, этих студентов во время учебы финансировали различные общественные организации, в основном из арабских стран - они платят за учебу, проживание, выплачивают стипендию.
Эти организации зачастую имеют поддержку Запада. Сейчас в исламском мире, особенно после 11 сентября, без согласования с Америкой или Европой никто гуманитарную помощь, в том числе в виде грантов, стипендий, не оказывает. После возвращения на родину, некоторые выпускники этих вузов, ставшие идейными последователями “Салафии”, продолжают проповедовать свои идеи. По моим данным, в Таджикистане насчитывается до нескольких тысяч последователей движения”.
Несколько тысяч? Весьма немало для страны с населением без малого всего-то 7 миллионов человек. Мне невольно приходит на ум пророчество Збигнева Бжезинского о том, что наш регион - лакомый кусок для многих империй с амбициями мировых завоевателей.
По некоторым данным западных экспертов, от 3 до 8 процентов численности международных террористических структур составляют так называемые “неканонические” мусульмане, то есть адепты иных религий, которые приняли ислам в его радикальной версии, которые успели принять участие или пытались участвовать в последние годы во многих громких террористических атаках.
В качестве объяснения такого феномена исследователи приводят тот факт, что в ноябре 2005 года на одном из исламистских сайтов было помещено обращение организации “Глобальный исламский медиа-фронт”. В обращении декларировалось: “Новые солдаты “Аль Каиды” рождены в Европе от европейских и христианских родителей. Они употребляют алкоголь и едят свинину, но “Аль Каида” принимает их, поскольку они приняли ислам тайно, восприняли философию “Аль Каиды” и готовы использовать оружие. Они ходят по улицам Европы и Америки, занимаясь подготовкой к новым атакам”.
Таких обращений было несколько, и эксперты не сомневаются в их подлинности.
И если это так, то ваххабиты, или салафиты, из той же оперы - идеологической войны, но уже в нашем регионе. |