|
Ботагоз Сейдахметова
Последние пятнадцать лет каждый раз, когда возвращаюсь из очередной зарубежной командировки, я слышу от моих знакомых одну, ставшую теперь традиционной, наивную фразу: “Я бы на твоем месте осталась (остался) там”. Я же в ответ вот уже пятнадцать лет внушаю самой себе, что не хочу искать счастья в чужой стране, даже если та во всех смыслах - экономическом, цивилизационном, культурном развитии - ушла намного дальше родины. Между тем замечаю парадоксальную ситуацию. С одной стороны, я продолжаю верить в то, что если человек не нашел себя в родной отчизне, то география уже не имеет никакого значения. С другой - мои знакомые продолжают твердить, что хорошая и счастливая жизнь возможна только за кордоном. И многие если еще не покинули Казахстан, то давно планируют это сделать.
Может, правы они, а не я? Попытаюсь разобраться на примере моей любимой Германии
Почему Германия? Пожалуй, это самая “казахстанская” страна Европы, именно там живет несколько поколений наших бывших соотечественников. Большая их часть - из советских этнических немцев. Небольшая часть - казахские жены немецких мужей. А потому у многих из нас в ФРГ проживают если не родственники, то друзья, бывшие коллеги, соседи, знакомые. Сегодня в Берлине есть районы, где вы можете слышать преимущественно русскую речь, видеть русские магазины и рестораны и даже читать местную прессу на русском языке.
Так что большинство казахстанцев неплохо представляет, что такое Германия. В отличие от того, что такое Франция или Япония, Германия - “наша” страна, и многие наши граждане часто посещают ее не только как туристы.
Как правило, все рассказы об этой стране содержат ряд общих характеристик, которые говорят о том, как нам до них далеко. До их порядка, качественных дорог, работающих законов, социальных пакетов для всех слоев населения. Нам пока далеко до немецкого уровня развития науки и инноваций. Многие наши граждане получают именно в Германии ту медицинскую помощь, которая становится буквально спасительной, и готовы тратить десятки тысяч евро на операции в немецких клиниках.
Еще в 1990-х годах был налажен нелегальный частный бизнес по перегонке немецких автомобилей из Германии в Казахстан. Машины были не новые, но немецкие, а значит, высокого качества. Тогдашние первооткрыватели немецкой земли - бизнесмены первой постсоветской волны, рассказывали с восторгом, какие замечательные дороги в Германии и в целом в Европе. Мол, вот почему машины служат им так долго, не требуя серьезного ремонта долгое время. Здесь не только бережливое отношение к имуществу, но и качественный грунт. Надо отметить, что немецкие машины настолько качественно и хорошо сделаны, что даже на наших ухабах и колдобинах умудряются исправно служить своему новому хозяину.
Еще один привлекающий наших людей момент - это учеба в Германии. Она ценится нашими гражданами (и не только) по двум аспектам: обучение в университетах бесплатное и качественное. Диплом немецкого университета котируется высоко во всем мире, а для казахстанца такой диплом - гарант его профессиональной востребованности, как минимум, на родине.
В Европе, как известно, переизбыток людей с высшим образованием, так что многие либо в вечных поисках достойной его квалификации работы, либо в поисках счастья и своего места за океаном.
|
Последний поклонник Маркса и Энгельса повержен. Их учение не сделало его жизнь счастливее |
Видимо, нечто подобное происходит сегодня и с гражданами Казахстана. Охота к перемене мест - это глобальная тенденция, даже, если хотите, это тренд. Понятие “родина” перестало быть географическим понятием и уже не несет того сакрального смысла, который был у нас, у поколений, выросших в Советском Союзе. Однако, на мой взгляд, такое положение вещей только обостряет внутренние проблемы тех богатых и развитых стран мира, куда и отправляются в поисках счастья миллионы людей разных национальностей, вероисповедания, гражданства.
Современная Германия перестала быть чисто немецкой, она, как и США - страна иммигрантов. Иммигранты не только вносят новый и свой вклад в общегерманскую культуру, экономику, но и создают проблемы для коренных немцев.
Для иммигрантов из Казахстана переезд в Германию - это возможность обеспечить стабильный и высокий уровень жизни для своих детей, жизнь в демократичном, свободном и культурном обществе, где ценят человека и его потребности, где уважают законы, где на старости лет ты будешь иметь достойную пенсию. И еще много-много чего положительного, что дает развитое общество.
В одном из буржуазных районов немецкой столицы элитные квартиры и дома давно выкуплены “новыми русскими”, переехавшими в богатую Германию. Это к вопросу, зачем переезжать в другую страну в поисках счастья? Хотя бы потому, что можно тратить большие деньги на качественный товар. В нашей стране не всегда качество соответствует цене товара. Это касается особенно рынка недвижимости. Вложение в недвижимость - один из самых проверенных способов сохранения и умножения капитала.
Так что в моем понимании в первом ряду потенциальных эмигрантов из Казахстана стоят люди, у которых есть значительный капитал, требующий развития. Это с учетом того факта, что практически все этнические немцы, желавшие вернуться на “историческую” родину, давно устроились в Германии. У всех свои истории возвращения и воссоединения с корнями. Но что касается их детей, уже выросших или рожденных на новой родине, большинство из них уже настоящие немцы. Впрочем, наблюдается и такая проблема, как закрытые общества, по языковому признаку. Это последствия незнания немецкого языка, страхи молодых переселенцев, которые не могут понять новую для них культуру.
Между тем богатую и образованную Германию не обошла главная проблема промышленно развитых стран - старение общества. Объяснение такого явления очень тривиально: чем более стабильный и высокий уровень жизни, тем дольше и здоровее живут люди. В богатых странах Европы продолжительность жизни выросла и в настоящее время составляет 77 лет для мужчин и 82 года для женщин.
Старение общества привело к тому, что число стариков-пенсионеров превышает число налогоплательщиков, которые и могут обеспечить старикам достойную пенсию и достойную старость. Кстати, высокие пенсии, которые делают немецких пенсионеров самыми активными в мире туристами, - один из факторов, который привлекает сюда наших людей. Многие пожилые этнические немцы из бывших советских республик, в том числе из Казахстана, получают пенсию от немецкого правительства и на немецком уровне. Но счастливая, стабильная и обеспеченная старость все больше становится вопросом, ведь общество стареет намного быстрее, чем рождаются новые граждане, потенциальные налогоплательщики.
Отсюда другая проблема - демографическая. Немцы позже создают семьи, позже задумываются о продолжении рода, так что в немецких семьях мало детей либо семьи бездетны. По данным федерального статистического агентства, уровень рождаемости в Германии неуклонно падает с 1972 года. Так известно, что с 1975 года в Германии число новорожденных составляло примерно 1,3 ребенка на одну женщину. В то время как предыдущее поколение, поколение их родителей, было более плодовитым. По данным 2011 года, в стране родились 663 тысячи детей, что на 2,2 процента, или на 15 тысяч, меньше, чем в 2010 году. Кроме того, уменьшается количество браков. Если бы не высокие темпы иммиграции в Германию, то население страны могло бы значительно снизиться за эти почти сорок лет. Количество иммигрантов в 2011 году оказалось самым большим за последние десять лет: в страну приехало около 279 тысяч человек. Благодаря этому прирост населения Германии составил в 2011 году почти 100 тысяч человек.
Демографическую проблему страны решают как раз иммигранты, особенно из мусульманских стран, таких как Турция, Марокко.
Напомню, что мусульманская диаспора появилась в Германии в послевоенное время. В 1960-е годы, в годы “экономического чуда”, когда в самой Германии практически некому было выполнять неквалифицированную работу по восстановлению разрушенных городов во время Второй мировой войны, правительство страны выступило с призывом о помощи. Первыми на приглашение немецкого правительства отозвались миллионы так называемых гастарбайтеров, среди которых оказалось больше всего мусульман - турок, марокканцев, тунисцев. Надо отметить, что немецкое слово “гастарбайтер”, то есть рабочий-гость, закрепилось и в современном русском языке. Применяется к тем, кто приезжает на работу в Россию из бывших советских республик.
Что касается Германии, со временем одна часть гастарбайтеров из Турции, Марокко, Туниса вернулась домой, другая прижилась в новой стране. Так, многие из них перевезли в Германию свои семьи, и сейчас в Германии живут, по официальным данным, более 3 миллионов мусульман. Большинство из них - это турки, их число насчитывает 2,5 миллиона человек.
Так что так называемый “турецкий вопрос” сегодня является одним из самых обсуждаемых вопросов не только в гражданском обществе, но и на уровне политиков. Среди проблем, которые вызывают турецкие немцы - это нежелание части турок учить немецкий язык, недостаточная интеграция в немецкую среду, ношение хиджаба, который для европейца часто знак опасности. Иммигрантов часто обвиняют в обострении криминальной ситуации в стране, причем не только иммигрантов мусульманского происхождения.
Наконец, главный предмет для раздражения - другой менталитет, манера поведения. Кстати, это такой взаимный раздражитель, лично для меня тоже очень важный. Возможно, потому, что я представитель старшего поколения, выросшего на советском кино, юморе, советской этике. Для меня важно, чтобы на мою цитату из какого-нибудь Гайдаевского фильма был адекватный ответ в виде улыбки и продолжения цитаты. Для таких старомодных товарищей, как я, переезд в более просвещенную и развитую страну - это не решение проблем.
Хотя, на мой взгляд, для любой страны этническое и культурное многообразие идет только на пользу.
Вернусь к теме проблем, создаваемых в Германии той частью иммигрантов, которые никак не могут интегрироваться в немецкое общество и живут, не выходя за пределы своего гетто.
Первая проблема - исламофобия. Два года назад немецкие власти были возмущены словами премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который во время встречи с соотечественниками в Германии призвал их стремиться к интеграции в немецкое общество, однако избегать ассимиляции, учить турецкий язык более углубленно и только потом немецкий. Кроме того, предупредил о растущем расизме и высказал опасения за мусульман в Германии. “Мы c большой озабоченностью наблюдаем ксенофобию в ряде европейских стран, главным образом, в Германии... Мы призываем политиков и СМИ обратить на это внимание”, - сказал Эрдоган в разговоре с турками в Германии.
Какой бы острой ни была проблема турецкой и в целом мусульманской диаспоры в Германии, как бы ни пугали немцев, как и прочих европейцев, исламизация страны, строительство новых мечетей по стране, немецкие социологи и политологи дружно утверждают, что оснований для исламофобии в Германии нет. В частности, приводят результаты соцопроса Фонда Бертельсмана, в котором приняли участие две тысячи выходцев из Турции, Пакистана, Афганистана, Ирана, бывшей Югославии, арабских и африканских стран, представляющих разные социальные слои и живущих в разных городах страны. Выводы исследования таковы: немецкие мусульмане очень религиозны, но при этом более терпимы и открыты, чем обычно считается.
Так, 86 процентов опрошенных, куда вошли все социальные и возрастные группы мусульман, сказали, что придерживаются мнения, что надо быть открытыми для диалога со всеми религиозными конфессиями.
На самом деле, такого же мнения и религиозные деятели Германии, которые уверены, что церковь должна сыграть решающую роль в обеспечении социального мира между различными частями общества.
Еще одна озабоченность немцев вызвана тем, что социальная ситуация, при которой часть общества не ассимилирована и не интегрирована, может только углубить те экономические проблемы, которые за последние несколько лет ускорены за счет последствий мирового экономического и финансового кризиса. В частности, они привели к появлению новых рисковых социальных ситуаций, таких как большая разница в уровне жизни граждан. В одном из докладов федерального правительства, который касался уровня жизни граждан ФРГ, говорится, что один из четырех немцев считается бедным и должен быть защищен от нищеты за счет государственных субсидий.
Хочу уточнить, что бедными в Европе считаются те, кто имеет менее 60 процентов от среднего дохода в своем распоряжении. Проще говоря, не остаются на бобах, после того как с зарплаты оплатят коммунальные расходы, кабельное ТВ, взносы, налоги. Сегодня средний доход в странах ЕС - около 800 евро на человека.
Надо сказать, что большинство населения живет в квартирах, приобретенных на ипотеку, часто сроком на 20-30 лет. Мои немецкие друзья говорят мне, что их кредитные долги будут закрывать их дети, и при этом они сегодня вынуждены брать в банке еще несколько кредитов, которые помогут им перекрывать долги по первым кредитам. Так что они постоянно экономят, считают деньги, планируют расходы. Это в немецком национальном характере - бережливость, рациональность.
Впрочем, новые немцы из числа наших иммигрантов сильно повлияли и на традиционный немецкий менталитет. Вообще, Германия стала другой. И причина не только в массовой иммиграции в эту страну, но и в глобальных тенденциях, таких как новое отношение к роли семьи, масс-культура, популярные гаджеты и дивайсы, фаст-фуды и прочие. Границы чисто национального и особенного уже давно стираются. И Казахстан не исключение. Это я к тому, что можно совмещать жизнь на родине с учебой детей в Германии, успешным бизнесом где-то на островах, путешествиями по нашей планете и оставаться вполне счастливым без привязки к географии. |