|
В Минске состоялось заседание Совета глав государств СНГ, которое получило совершенно разные оценки как в прессе, так и от политиков. Белорусский журналист Марат Дымов, как непосредственный свидетель произошедшего, делится впечатлениями и наблюдениями с читателями «Нового поколения»
В заседании приняли участие президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины, что говорит об очень высоком уровне представительства. Не было лишь глав государств Киргизии, которую представлял первый заместитель главы правительства, и Туркменистана, от которого был заместитель главы Кабинета министров.
Говорить о том, что саммит выдался «дежурным» или «ничего не значащим», нельзя уже потому, что на нем стороны подписали 14 документов, что уже знаменательно. Конечно, в основном это решения скорее гуманитарного характера и к экономике отношения не имеющие, но ведь и в повестке дня стояли вопросы сотрудничества в правоохранительной сфере и развития культурно-гуманитарных связей. Между тем экономические вопросы, безусловно, обсуждались, и порою весьма остро.
На саммите президенты подписали документы о дальнейшем развитии СНГ и договорились продолжить сотрудничество в борьбе с терроризмом, коррупцией и незаконным оборотом наркотиков. Следующий год пройдет под знаком туризма, а 2015 год в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне объявлен Годом ветеранов.
Почти сенсацией прозвучало предложение казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева упразднить ЕвразЭС как структуру, дублирующую Таможенный союз. Еще более неожиданным стало предложение включить в ТС Турцию. Всем присутствующим показалось, что остальные президенты к обсуждению этих предложений оказались явно неготовыми, поэтому и обсуждения как такового не произошло.
С не менее неожиданным посылом выступил Президент Белоруссии Александр Лукашенко, предложивший Грузии вернуться в СНГ. Подчеркнув, что это его личное мнение, Лукашенко высказал уверенность в том, что в Грузии очень много людей, в том числе и в руководстве страны, которые хотели бы этого возвращения. Так это или нет, покажет уже ближайшее будущее, когда Грузия начнет формировать свою внешнюю политику при новоизбранном президенте.
Но все же главной темой саммита стал «украинский вопрос». А именно – перспектива подписания Киевом в конце ноября договора об ассоциации с Европейским союзом и создании с ним зоны свободной торговли. Здесь дискуссии получились довольно своеобразными.
Президент Украины Виктор Янукович сразу же заверил коллег в том, что никакого выбора между ЕС и ТС у его страны нет. Он выразил убеждение в том, что не может быть противоречий между вступлением Украины в ассоциацию с ЕС и ее членством в СНГ или сотрудничеством с создаваемым Евразийским союзом. Более того, «Создав зону свободной торговли с ЕС, а также наладив эффективное взаимодействие с Таможенным союзом, Евразийским союзом в перспективе, Украина будет способствовать дальнейшей активизации экономического взаимодействия на Евразийском континенте», - заявил Виктор Янукович.
Украинский лидер пошел еще дальше – предложил создать трехсторонний консультативный орган «Украина-ЕС-ТС». Однако, судя по реакции членов ТС, эти предложения отклика у них не нашли. Это выразилось в том, что именно на этом саммите главы Белоруссии, Казахстана и России договорились о возможности введения единого таможенного тарифа для Украины в случае подписания ею договора с ЕС.
И, несмотря на заверения первого вице-премьера России Игоря Шувалова о том, что все соглашения с Украиной о зоне свободной торговли будут соблюдаться, причем всеми тремя членами ТС, это выглядело уже как некая попытка «подсластить» очень уж горькую пилюлю. Иными словами, Киеву вновь дали понять: придется все-таки выбирать.
Саммит оценили по-разному. Те СМИ, которые ведут в основном кампанию по раздроблению постсоветского пространства, опять заговорили о «скорой смерти СНГ». Этот лейтмотив звучит с самого первого дня возникновения Содружества. Между тем СНГ, как сказал президент Лукашенко, никому не мешает, а является площадкой, на которой страны могут не только обсуждать или спорить по разным проблемам, но и договариваться о чем-то, что и подтвердил саммит в Минске.
Кроме того, Содружество по-прежнему открыто для всех. Когда говорят о противоречиях внутри СНГ, то забывают, что, например, в Организации американских государств состоят такие страны, как Куба, Венесуэла и США, и никто о кончине ОАГ не говорит, несмотря на то, что они находятся в состоянии «холодной войны» друг с другом. Так что в Минске страны СНГ еще раз доказали и жизнеспособность своего объединения и его благоприятные перспективы. |