Накануне заседания Высшего экономического совета стран Таможенного союза в Астане усилилась дискуссия о положении Украины после того, как она заявила о намерении заключить соглашение об ассоциации с Европейским союзом
Главными “спикерами” этой дискуссии выступили на этой неделе премьер-министр Украины Николай Азаров и глава российского правительства Дмитрий Медведев, которые намерены лично встретиться в Астане.
Выступая в понедельник на встрече с руководством Совета федерации, Дмитрий Медведев напомнил Украине, что, если она получит статус ассоциированного члена Евросоюза, предоставленный ей Россией партнерский режим будет аннулирован.
- Пусть продают свою продукцию в Европу, пусть попробуют продать, - заявил он.
Медведев поддержал позицию Владимира Путина, который накануне также заявил, что украинские товары спроса в Европе не найдут и “будут выдавливаться на рынок Таможенного союза”. Это, по словам Путина, станет для членов ТС проблемой и поэтому союз “вынужден будет закрываться”. Учитывая огромный дефицит торгового баланса Украины в 15,8 миллиарда долларов, по мнению большинства московских экономистов, создание зоны свободной торговли с ЕС и закрытие рынков сбыта в ТС и вовсе истощит валютные резервы страны, что в течение нескольких месяцев может привести ее к дефолту.
Николай Азаров не заставил себя долго ждать:
- Украинцам не надо бояться финансовой катастрофы, о которой их все чаще предупреждают российские политики и экономисты. Мне несколько таких высказываний на стол положили, что Украине грозит дефолт, ослабление валюты. Я могу немножко огорчить этих экспертов российских: ничего не обвалится, ничего не развалится. Украина будет проводить взвешенную финансово-денежную политику, стабильность национальной валюты обеспечена.
Правда, Азаров упорно вот уже на протяжении длительного времени избегает темы конкурентоспособности украинских товаров и постоянно говорит о том, что ему все же удастся договориться с Москвой на предмет сотрудничества с Таможенным союзом. А главную проблему для своей экономики он видит в поиске ресурсов для ее модернизации и в дефиците времени.
- Например, чтобы сохранить украинскую автомобильную промышленность, мы должны за три-пять лет провести кардинальную модернизацию на опережение, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию с меньшими затратами, чем европейские производители, - считает он.
Впрочем, по его мнению, необходимое время на реформы у Украины все-таки есть, а глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли создаст уникальные возможности для ускорения модернизации украинской экономики.
- Этими возможностями нужно грамотно воспользоваться. И на это у нас есть десять лет переходного периода. За это время вся украинская промышленность должна выполнить огромный объем работы по внедрению европейских норм и технических регламентов, привлечению средств, а также поиску партнеров и инвесторов с целью модернизации производства, - сказал Азаров.
С одной стороны, Россия действительно остается существенным потенциальным рынком сбыта украинских товаров. Однако на деле, как утверждают в Киеве, их доля в последнее время не так уж и велика. Более того, закрытие рынка для Украины может бумерангом ударить по самой России.
Дело в том, что значительная часть российско-украинского сотрудничества приходится на партнерство в совместном создании сложной и высокотехнологичной техники, например, в области авиации, ракетостроения и энергомашиностроения. Разрушение десятилетиями складывающейся кооперации способно негативно отразиться уже на российской экономике. Оперативно заменить выбывшего партнера российским промышленным предприятиям будет крайне сложно.
Еще одним козырем Киева остается российская военная база в Севастополе. Практически не остается сомнений, что эта карта будет разыграна украинской стороной сразу после закрытия для нее российского рынка. В условиях обострения конфликтов на Ближнем Востоке для России недопустимо этой базы лишиться. Перенос ее в Новороссийск в обозримой перспективе выглядит нереальным.
Все это означает, что, несмотря на жесткую российскую риторику в отношении Украины, сторонам неизбежно придется договариваться и идти на уступки. Так как они до сих пор нужны друг другу.
Одним словом, перед саммитом в Астане украинское руководство настроено оптимистично и не склонно впадать в панику на фоне мрачных прогнозов, озвучиваемых российской стороной. Насколько оправданным окажется такой оптимизм, покажет время.
Виктор Дорошенко специально для “Нового поколения”
Киев - Алматы |