|
Ботагоз Сейдахметова
Новость недели, о том, что в США начал вещание телеканал Al-Jazeera America, лично для меня лишний раз стала доказательством того, что США - это самое либеральное государство в сфере СМИ и свободы слова. Ведь, по сути, американские власти пустили в страну своего самого крупного идеологического противника из медиасферы. Для самого же катарского телеканала это шанс вернуть утраченный авторитет у мусульманской аудитории
Из сравнительно небольшой истории основной телекомпании “Аль-Джазира”, начиная с 1996 года, важно знать несколько моментов. Первый момент: “Аль-Джазира” - продукт катарского производства, ее отцом-основателем является эмир Катара. Второй ключевой момент из истории “Аль-Джазиры”: название телекомпании в переводе с арабского означает “остров”, точнее, если перевести полное название - аль-Джазира аль-Арабийя - означает Аравийский полуостров, на котором расположен Катар. Третий момент - это первый арабский телеканал, который сумел составить достойную конкуренцию другим мировым каналам, традиционно - западным. Это особенно было ценно, когда “Аль-Джазира” начала транслировать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану, а также выдавать в эфире заявления Усамы бен Ладена. По сути, именно в этот момент у ближневосточной истории с ее войнами, переворотами и революциями появился альтернативный вариант. Зрителю представилась возможность выбора между двумя идеологически противными друг другу вариантами интерпретации событий в арабском мире. И это был настоящий прорыв.
Последний, и очень важный момент: с некоторых пор рейтинг телеканала стал стремительно падать, арабская аудитория “Аль-Джазиры” сократилась с высокого уровня в 43 миллиона зрителей до невероятно низкого - в 6 миллионов человек. Это официальная статистика арабских социальных служб, так что не верить им нельзя.
Главные моменты из “биографии” телеканала отвечают за последний, то есть популярность “Аль-Джазиры” стала падать именно по причине ее катарского происхождения. Ведь создание телеканала для самого Катара стало частью его все более активно проявляющихся амбиций в арабском мире в попытке влиять на ситуацию на Ближнем Востоке. Но события последних двух лет, связанные с “арабской весной”, показали, что не всем в арабском мире нравится политика, во всяком случае, информационная политика Катара. В частности, откровенные происламистские позиции руководства телеканала во время освещения событий в Египте не нравятся тем, кто и стал ведущей силой на Тахрире. А это молодые люди от 25 до 35 лет, которые являются активными пользователями социальных сетей, с либеральными и светскими взглядами на жизнь, которые мечтают о Египте с демократическим режимом.
Руководство телеканала “Аль-Джазира”, которое на деле заточено на политику Катара, а значит - на взгляды и позицию Дохи по ситуации в регионе, радикально стоит на стороне тех же “Братьев-мусульман” и собственно всех прочих радикальных исламских партий и течений на Ближнем Востоке. Но это лишь одна из причин, почему “Аль-Джазира” стала терять своих телезрителей. Основная причина кроется в слишком агрессивном стремлении Дохи стать лидером региона, вмешиваться во внутреннюю политику арабских стран, причем часто не только дипломатическими методами. Известно, что Катар обеспечивает оппонентов официальных властей Сирии и прочих неспокойных стран не только оружием, но и кадрами из числа наемников. А это не может не раздражать арабов.
К примеру, в начале прошлого месяца, когда в Египте произошел второй после Тахрира переворот и к власти вернулись военные, во время пресс-конференции по итогам столкновений между силами правопорядка и сторонниками бывшего президента Мохамеда Мурси произошел другой инцидент, связанный уже с журналистами. Репортеров из “Аль-Джазиры” буквально выдворили из зала, потому как остальная часть журналистов была возмущена тем, что египетские события на этом канале освещаются в пользу исламистов. Три дня спустя после этой пресс-конференции, а именно 12 июля 2013 года, около 20 репортеров телеканала “Аль-Джазира” одновременно подали руководству заявления об увольнении. Сами журналисты объясняют этот демарш тем, что не хотят вестись на требование руководства освещать военный переворот в Египте в определенном ракурсе, открыто поддерживая “Братьев-мусульман”.
Кроме того, у “Аль-Джазиры” за время ее существования появились конкуренты в регионе, что на самом деле является показательным фактором огромного влияния “арабской весны” на умы арабских граждан и перемен в регионе. А качество и разнообразие СМИ в стране или регионе, как известно, давно являются важным фактором. СМИ, как четвертая власть, часто может реально повлиять на общую ситуацию.
Так что главная сегодняшняя задача руководства “Аль-Джазиры” - вернуть былые рейтинги телеканала, популярность и доверие своих зрителей.
Что касается новой американской страницы в истории телеканала, то, согласно информации Agence France-Presse, новый для американского зрителя телеканал вещает на частотах, ранее принадлежавших каналу Current TV, основателем которого был экс-вице-президент США Альберт Гор. Доступ к кабельной сети, куда входит Al-Jazeera America, имеют около 45 миллионов американских домов.
При этом Al-Jazeera America намерена работать круглосуточно. В программе телеканала выпуск новостей, информационно-аналитические, экономические и документальные передачи. Ожидается также, что первое время на Al-Jazeera America время рекламы будет вдвое короче, чем на большинстве других каналов. Кроме того, известно, что на территории Америки у Al-Jazeera America будет 12 отделений, головное из которых находится в Нью-Йорке, и штат из 850 сотрудников.
В каком ключе будет идти освещение событий в мире для американских зрителей, пока не ясно. Но на деле у “Аль-Джазиры” имеется десятилетний опыт вещания на английском языке посредством собственного сайта, а также несколько специализированных тематических каналов. Среди этих каналов помимо новостного и политического есть канал с документальными фильмами, спортивный, целых два канала для детей и даже международный новостной канал на... сербском языке.
Возможно, что весь этот опыт сегодня понадобится для того, чтобы выжить в большом американском телевизионном пространстве, где конкуренция жесткая.
Американский
медиарынок
Сам медийный ландшафт США складывался в свое время за счет слияния и поглощения мелких СМИ, что привело к тому, что умами американцев руководят буквально несколько корпораций. То есть любителям диванного отдыха у телевизора с чипсами и поп-корном особо напрягать мозги не приходится. Ведь за них все давно решили. Им остается только нажимать на кнопки пульта.
По данным исследовательского центра Free Press и журнала Columbia Journalism Review, крупнейшими игроками на медийном рынке США являются шесть корпораций, такие как General Electric, Time Warner, Walt Disney, News Corporation, CBS Corporation, Viacom.
Доходы их компаний насчитывают десятки и сотни миллиардов долларов. Так, корпорации General Electric, которая начала действовать на медиарынке с 1970-х годов, принадлежат телекомпании NBC Universal и Telemundo (вещает на испанском языке), кинокомпания Universal Pictures, кинопроизводитель и кинодистрибьютор Focus Features, 38 телевизионных станций в США, каналы (транслируются своими и сторонними кабельными и спутниковыми телестанциями) MSNBC, Bravo и Sci Fi Channel.
Корпорация Time Warner - один из крупнейших медийных конгломератов мира. В его состав входят телекомпании CNN, CW (совместный проект с другим гигантом - CBS), каналы HBO, Cinemax, Cartoon Network, TBS и TNT, многофункциональный интернет-сервис America Online, популярнейшие интернет-проекты MapQuest, Moviefone, Netscape, кинокомпании Warner Bros. Pictures, Castle Rock и New Line Cinema, более 150 журналов (в их числе такие известные, как Time, Marie Claire и People), а также бейсбольная команда Atlanta Braves. Кроме этого Time Warner активно действует на рынке кабельного ТВ, являясь владельцем многих локальных сетей.
Корпорация Walt Disney владеет телекомпанией ABC и 226 аффилированными с нею телестанциями, телеканалами ESPN, Disney Channel, SOAPnet, A&E и Lifetime, 73 радиостанциями, книгоиздательскими и звукозаписывающими компаниями, киностудиями Touchstone, Miramax и Walt Disney Pictures, Pixar Animation Studios, сотовой компанией Disney Mobile и шестью тематическими парками развлечений по всему миру (самый известный их них - “Диснейленд”).
В состав корпорации News Corporation входят телекомпания Fox Broadcasting Company, телеканалы Fox, National Geographic и FX, 36 телестанций, крупные газеты, такие как Wall Street Journal и New York Post, книжное издательство HarperCollins, кинокомпании 20th Century Fox, Fox Searchlight Pictures и Blue Sky Studios.
Корпорация CBS Corporation управляет телекомпаниями CBS и CW (совместно с Time Warner), телеканалом Showtime, книжным издательством Simon & Schuster, 39 телевизионными станциями, радиостанцией CBS Radio. Кроме того, CBS активно действует в интернете.
Корпорация Viacom владеет телеканалами Music Television, Nickelodeon, VH1, BET, Comedy Central, киностудией Paramount Pictures с серией дочерних структур, компанией Atom Entertainment, издательской фирмой Famous Music. |