|
Ботагоз Сейдахметова
Выступление турецкого адвоката и исламского наставника Эмери Тугрул Инансера в конце июля во время мусульманского поста в эфире государственного телеканала TRT, где он призвал беременных сидеть дома и не показываться в публичных местах, вызвало новую волну протестов в стране. На этот раз на улицы вышли оскорбленные беременные. Оказалось, что в светской Турции у женщин те же претензии к мужчинам, что и в странах со строгими традициями ислама
Впрочем, вся волна протестов в этом году в Турции так или иначе связана с нежеланием большинства турок, представителей среднего класса, интеллигенции, чтобы в стране стали преобладать религиозные законы. Светский характер Турции делал ее долгое время образцом демократии по-турецки для других стран тюркского мира, да и Ближнего Востока. То есть примером того, как может удачно сочетаться уважение к традициям с демократической системой по западному образцу.
Напомню, что Турция уже шестой десяток лет пытается войти в состав Европейского союза и, на мой взгляд, давно выполнила и даже перевыполнила все требования к стране-кандидату в ЕС. Основная причина отказа Брюсселя тривиальна, потому как никто из известных влиятельных европейских политиков этого и не скрывает, а именно факт того, что Турция - страна мусульманская. По сути. Один из бывших французских президентов открыто говорил, что опасается того, что в Европу войдет 70-миллионная армия мусульман и при этом Турция станет одной из самых населенных стран ЕС.
Так вот, турецкая интеллигенция при всем уважении к исламским традициям все же недовольна попытками своего премьера Эрдогана привести страну к тотальной исламизации. Все они помнят, что основатель Турции - Мустафа Кемаль Ататюрк - превратил Османскую империю в европейскую, светскую страну и современная Турция управлялась армией. Именно армия была опорой светских властей и защитой от исламизации.
Нынешний президент-исламист за годы своего правления пытается лишить армию ее роли, а потому все эти годы высокие армейские чины были подвержены всяким нападкам. Офицеров и генералов обвиняли в попытках государственного переворота, в коррупции и прочем, прочем. А сам Эрдоган при этом внушал гражданам, что идет “неизбежная исламизация” страны. По мнению экспертов, Эрдоган проводит политику неоосманизма, и это чревато.
Выход на акции протеста беременных женщин Турции говорит о том, что турецкие граждане просто так не уступят светскость в стране. Сотни женщин вышли на улицы Стамбула и Измира и ряда других городов с лозунгом: “Это мое тело и мое решение!”. Протест по современной уже традиции перешел и на Facebook, где беременные массово постили свои фото.
Кроме того, женщины откровенничали с западными журналистами. В частности, немецкому Deutsche Welle. Хочу привести часть таких откровений.
Одна из пожилых турецких дам говорит: “Уже почти десять лет мы, женщины, чувствуем себя подавленными из-за политики правительства Эрдогана. Они пытаются урегулировать каждую деталь нашей жизни. Нам говорят, что женщины должны сидеть дома и рожать детей. И не менее трех, как недавно выразился наш премьер Эрдоган”.
Другая, молодая женщина признается: “На первый взгляд, кажется, что я здесь свободна. Я могу носить шорты и короткие юбки. Но со всех сторон на меня давят, чтобы я вышла замуж”.
От себя добавлю, что примерно также в Казахстане, женщины за 30 лет считаются старыми девами и общество тихо осуждает или жалеет таких “несчастных”.
Еще одна демонстрантка добавляет, что: “Эрдоган постоянно комментирует жизни. Он выступает против абортов и кесаревых сечений. Поэтому мы выходим на улицы, чтобы этому противостоять”.
При этом Deutsche Welle приводит слова немецкой правозащитницы Карин Ронг, которая говорит, что: “Турция - многогранная страна. Здесь нет единого образа турецкой женщины”, и добавляет: “Нельзя говорить, что при правительстве Эрдогана все меняется только в худшую сторону. Глубоко религиозные женщины фактически завоевали себе право носить платки”.
По ее словам, официального запрета на прерывание беременности в Турции нет, но “моральное давление настолько сильно, что женщины уже и сами не решаются делать аборты”.
Что касается решения женских проблем, то Ронг убеждена, что в Европе женщины имеют более широкий доступ к организациям, которые защищают их права, а в Турции этот сектор практически не развит.
Впрочем, положение турецких женщин, по сути, не отличается от положения женщин в Казахстане, где то же мнение общества и общественное моральное осуждение - это часть мусульманских и православных традиций. А значит, время от времени и наши женщины будут вынуждены доказывать моралистам свои права на подобных демонстрациях или постить свои акции через соцсети. |