ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Таджикистан в ожидании осени Мир

Ботагоз Сейдахметова
В Таджикистане в ноябре этого, 2013 года, пройдут очередные президентские выборы. Местные эксперты без похода к гадалкам уже говорят, что победу одержит действующий президент Эмомали Рахмон, потому как никто не надеется на честную игру во время избирательной кампании. Кажется, этому не сможет способствовать даже лозунг оппозиции: “За честные выборы!”. Кроме того, и власти, и оппозиция делают ставку на трудовых мигрантов.
По мнению моего собеседника - основателя и главного редактора медиа-группы “Азия-плюс” Умеда Бабаханова, два миллиона голосов трудовых мигрантов погоды на этих выборах не сделают, “потому что их голоса никто всерьез не считает”. Он уверен, что они могут стать реальной силой, только если приедут в Таджикистан
alt
Трудовая миграция,
или Судьба
таджикских
гастарбайтеров

Последствия гражданской войны в Таджикистане в начале 1990-х годов дают о себе знать до сих пор. Мир в стране подпирается за счет печальной стабильности. А именно стабильной нехватки света и работы для мужчин. Эта странная стабильность вынуждает каждый год таджикских мужчин покидать родные места в поисках работы. Большая часть таджикских мужчин давно и прочно нашла себя в крупных российских городах. В Казахстане таджикских, киргизских и узбекских мигрантов тоже немало, просто они тут гармонично слились с общей толпой, а потому чувствуют себя здесь комфортно. Причина такого “казахского” комфорта тривиальна: они и внешне не сильно выделяются в нашей азиатской толпе, и ментально, потому как воспитаны в мусульманских традициях.
В нашей стране, во всяком случае в Алматы, чаще всего таджики держат небольшие овощные лавки. А узбекские гастарбайтеры в Казахстане осели более прочно, у них уже собственные ресторанчики, потому как узбеки традиционно отличные повара и хорошо ведут бизнес в этой области. Киргизов я бы поставила в особый ряд, многие граждане этой страны занимают довольно высокие позиции в казахстанских государственных структурах, банках и крупных частных компаниях.
Но тут речь все же пойдет о судьбе гастарбайтеров в России. Там все сложно. Очень сложно. И очень непросто жить и работать простым среднеазиатским дехканам и рабочим в России. С одной стороны, многие из них весьма слабо владеют русским языком, а с другой - им не приходится ждать в свой адрес от таких же простых, но русских мужиков особых проявлений радости и гостеприимства. Но все же, согласно официальной статистике, поток трудовых мигрантов из Средней Азии в Россию не иссякает, а напротив, с каждым годом становится все более полноводным.
Что касается конкретно Таджикистана, то, по официальным данным его миграционной службы, в России работают более одного миллиона таджиков. По неофициальным данным, число таджикских гастарбайтеров уже перевалило за два миллиона человек, потому как число нелегальных мигрантов из этой страны составляет примерно 400 тысяч человек.
И это притом, что общее население Таджикистана не дотягивает до отметки в 7 миллионов человек.
То есть, по сути, в Россию уехала практически вся работоспособная часть населения, а значит, в стране остались только женщины, дети и старики. Да еще и политики, которые сегодня делят власть и те ресурсы, которые могут принести доход.
Собственно, это одна из главных причин, почему сегодня, во время избирательной кампании, и власти, и оппозиция пытаются перетянуть на свою сторону симпатии трудовых мигрантов. Ведь вынужденная миграция способствовала тому, что вчерашние жители отдаленных от цивилизации сел и городов открыли для себя новый мир, и это сделало их более грамотными и активными участниками гражданского общества.
Кроме того, эти люди не только зарабатывают себе на хлеб, но отправляют немалые суммы денег на родину. И именно таджики в этой большой семье бывших советских граждан, приезжающих в Россию на заработки, занимают лидирующие позиции. По данным и таджикских, и российских служб, гастарбайтеры из Таджикистана переводят на родину половину национального ВВП. В то время как киргизы - 29 процентов от киргизского ВВП, а молдаване - 23 процента от ВВП.
alt

Эмомали Рахмон - действующий президент

Вот данные официальной статистики: за последние четыре года трудовые мигранты из Таджикистана перевели на счета родины около 10 миллиардов долларов. При этом 56 процентов таджикских семей живут только за счет денежных переводов из России.
Впрочем, у всей этой картины немало и неприятных сторон. Так, МВД Таджикистана приводит данные, согласно которым, за последние полгода за границей умерли сотни граждан страны. В частности, уже доставили в страну 458 тел погибших граждан. Причины смерти разные. По словам главы МВД Таджикистана Рамазона Рахимова, большинство мигрантов погибли из-за болезни. Кроме того, 41 человека убили, 34 человека погибли от ДТП, а 13 человек покончили с собой.
В прошлом году число погибших составило 1055 человек. По сведениям общероссийского движения “Таджикские трудовые мигранты”, из них жертвами убийств на почве национальной неприязни были около двух процентов погибших.
Мой таджикский коллега Умед Бабаханов считает, что проблема трудовых мигрантов в последние годы стала одной из ключевых для таджикского общества - не только в социальном плане, но и в экономическом, и в политическом. Он соглашается, что главные причины массовой миграции из страны - это экономический кризис в Таджикистане, высокий уровень безработицы.
“Миграция стала для таджикской власти настоящей палочкой-выручалочкой, - считает Умед Бабаханов. - Благодаря ей снижается социальная напряженность в обществе - то есть самые социально активные граждане не качают права у себя на родине, а уезжают искать счастья в России. То есть для властей, если исходить из их “корпоративных” интересов, это просто находка”.
По словам таджикского эксперта, если оценивать роль миграции для людей и для общества, то здесь не все так однозначно. С одной стороны, миграция в любой стране является одним из стимулов развития общества - люди едут в новую страну, учатся чему-то новому, получают новые навыки, опыт, перенимают какие-то передовые вещи и привозят эти знания домой. С другой стороны, есть огромное количество минусов.
Среди минусов Умед Бабаханов, в частности, назвал разрушенные семьи. Он сказал, что многие мигранты в России забывают о своих женах и детях, при этом женятся заново на русских женщинах. В результате их таджикские жены остаются без кормильцев, дети - сиротами.
“Брошенных жен уже тысячи, - утверждает эксперт. - Сами мигранты в массе своей живут в нечеловеческих условиях, болеют, умирают, погибают от рук скинхедов. Власти, по идее, должны быть благодарны им и создавать мигрантам максимально благоприятные условия. Но вместо этого их обирают сами таджики уже по приезде в таджикских аэропортах - таможенники, сотрудники правоохранительных органов”.
Надо отметить и такой минус, как отрицательная реакция российского общества на среднеазиатских мигрантов. Многих россиян откровенно раздражают чужаки по внешности и поведению, которых они считают людьми, которые занимают законные рабочие места россиян. В итоге - растет русский национализм, а власти пытаются разыграть национальную карту.
Между тем я сама видела в Санкт-Петербурге много молодых семей мигрантов, их дети рождены в России, и я уверена, что они не собираются возвращаться на родину. На что Умед Бабаханов отвечает, что многим мигрантам возвращаться некуда. Потому как “в стране нет просветов, все, кто может, сваливают и пытаются зацепиться в России, Европе или Америке”.
Я задала ему вопрос, остаются ли таджики работать только на позициях, где не требуется высокая квалификация. Он ответил, что многие люди живут и работают в России, что позволяет им набраться опыта, они изучают язык, многие встают на ноги и занимают уже более высокие позиции, свой бизнес открывают. “Но пока это не явная тенденция”, - считает эксперт.
Сам Умед давно живет и работает между Душанбе и Вашингтоном. Так что, заметила я ему, один позитив я лично всегда отмечала в миграции: тот факт, что людям открывается мир, они перестают бояться выезжать дальше своего аула или кишлака, и этот опыт многим дает импульс выезжать еще дальше и совершать смелые или не типичные для них поступки. Я добавляю, что, мол, в этом плане казахам не повезло, тем, кто из аулов, для них Астана - это уже предел мечты.
“Да, это есть, у людей глаза открываются и потом, когда вернутся, они по-старому жить не захотят, - отвечает мне Умед. - Насчет казахов - не согласен! Здесь (в Вашингтоне) столько казахов учится, и все в самых хороших вузах. И большинство из них хотят вернуться домой, говорят: “Там нам легче делать карьеру, потому что страна у нас классная”. Ну, дай Бог, чтобы так и было.
alt

Мухиддин Кабири - лидер ПИВТ

Президентская гонка
со страстями
и арестами

Итак, президентская избирательная кампания в Таджикистане началась, и о том, что победа будет за Рахмоном, не спорит никто. Одни - потому что уверены, что альтернативы действующему президенту среди таджикских политиков нет. А вторые, то есть оппозиция - уверены в другом, а именно в том, что выборы будут нечестными, и избирком посчитает голоса так, как будет угодно власти.
Между тем на этой неделе стало известно, что Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) не намерена поддерживать кандидата от правящей партии (то есть Эмомали Рахмона), потому как выдвинет своего кандидата. В крайнем случае, ПИВТ поддержит единого кандидата от оппозиции. Об этом заявил иностранным СМИ председатель этой партии Мухиддин Кабири.
При этом Кабири предлагает “избегать противостояния по религиозному и светскому признакам, не допустить раздувания нелогических понятий по этим двум словам и расслоения общества”. Он считает, что власти Таджикистана в лице правящей Народно-демократической партии (НДПТ) противопоставляют светские ценности религиозным.
Пожалуй, именно этот момент в избирательной гонке в Таджикистане можно считать переломным, потому как он лежит в плоскости последних трендов на Ближнем Востоке. А именно - противостоянии светского и религиозного. Только в Таджикистане это противостояние имеет несколько иные оттенки. Но в любом случае, на мой взгляд, приход к власти кандидата от влиятельной исламской партии вполне может произойти и даже привести страну к новым столкновениям.
Тем временем лидер молодой партии “Новый Таджикистан” Зайд Саидов продолжает сидеть в тюрьме. Многие эксперты рассмотрели в его ситуации политическую подоплеку. Мол, президент нейтрализует своих сильных соперников или оппонентов.
Так, мой коллега из IWPR в Таджикистане Абдумалик Кадиров уверен, что за арестом Саидова стоит “настойчивая попытка “потопить” амбиции сильного политического игрока, знающего подноготную правящей элиты Таджикистана, имеющего большие финансовые возможности, обладающего поддержкой класса предпринимателей и имеющего хорошие связи с российскими правящими кругами”.
alt

Зайд Саидов - лидер партии “Новый Таджикистан”

На самом деле, Саидов - один из самых известных и успешных предпринимателей в стране и накануне избирательной кампании признался, что не собирается выставлять своего кандидата в президенты и вообще цель партии - представлять интересы предпринимателей. Однако это не спасло его от ареста и ужасных обвинений, которые могут не только подпортить его биографию как политика, но, что важнее, скажутся на его личной судьбе. Ведь 55-летнего политика арестовали, предъявив обвинения в хищении и... многоженстве.
Насчет хищения, я еще могу понять. По сути, такое обвинение можно предъявить любому человеку, который занят в большом бизнесе в странах Центральной Азии и при этом имеет высокие и нужные связи.
Но вот обвинение в многоженстве в адрес Саидова теперь дополнилось обвинением в “изнасиловании несовершеннолетней”. Таджикское Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией сообщает, что в отношении политика возбудили дело по трем статьям УК Таджикистана: “Изнасилование несовершеннолетней”, “Половая связь с лицом, не достигшим 16 лет” и “Понуждение женщины к аборту”.
“Он любит женщин, но ему не надо было никого насиловать, у него отбоя не было от женщин, - говорит о нем мой душанбинский коллега. - Он хороший человек. Порядочный настолько, насколько это было возможно в нашем государстве”.
Впрочем, Саидов не единственный из возможных соперников действующего президента, которого пытаются обезвредить. Известно, что весной этого года заместитель председателя ПИВТ Махмадали Хаит был жестоко избит неизвестными в подъезде своего дома. Дело закончилось больницей и напуганными кандидатами от исламской партии.
Впрочем, российский фактор, которого в таджикской политике очень много - начиная с военного и энергетического влияния, заканчивая проблемой трудовой миграции, скорее всего, скажется в ходе выборов. Ведь российские эксперты уверены, что светскость Таджикистана держится исключительно на кулябце Рахмоне. А иначе стране грозит судьба Афганистана, то есть “бородатые люди с гранатометами и автоматами Калашникова”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение