|
Крупнейшие за последние двадцать лет уличные волнения в Бразилии поставили в тупик буквально всех - от специалистов по этой стране до самих бразильских журналистов. Ситуация отличалась еще и тем, что вспышка волнений произошла во время крупнейшего футбольного события года - в разгар розыгрыша “Кубка конфедераций”. Такого от народа, для которого футбол, как известно, образ жизни и мыслей, никто не ожидал.
В чем же причина негодования сотен тысяч бразильцев и что послужило поводом для всплеска волнений?
По просьбе “Нового поколения” комментирует эксперт, специалист по странам Латинской Америки, социолог Татьяна Ворожейкина (Москва)
- Поводом послужило повышение платы за проезд в общественном транспорте с 3 до 3,2 реала, это примерно до пяти американских долларов. Никто не ожидал, что это послужит таким мощным катализатором волнений. И сегодня подавляющее большинство наблюдателей и экспертов сходятся в том, что бразильцы продемонстрировали, вернее, подтвердили рождение одного очень важного современного феномена: мы живем в эпоху зарождения массовых сетевых социальных явлений.
Ведь вначале волнения не выходили за определенные рамки местного протеста, но после того, как в сети выложили видео и фото расправы полиции над протестующими, на улицы уже множества бразильских городов, говорит Татьяна Ворожейкина, вышли сотни тысяч людей.
С этим мнением согласен другой специалист по Латинской Америке, политолог Алексей Черняев:
- Этот феномен еще необходимо изучать. Взрыв бразильского негодования произошел абсолютно для всех неожиданно и был настолько вначале непонятен, что сразу же появились известные объяснения, будто все это результат заговора и неких “оранжевых” технологий по разжиганию социального недовольства, опробованных уже в других странах. Например, в Египте и даже в Турции. Но мое мнение, что все здесь гораздо глубже, и сваливать на заговоры или на неких агентов влияния все никак нельзя.
Есть, правда, один аспект, который тоже привлек внимание аналитиков. Дело в том, что сейчас проходит расследование деятельности предыдущего правительства Бразилии, которым руководил экс-президент Лула Да Силва. Большинство министров его правительства либо уже сидят в тюрьмах, либо находятся под следствием, либо в бегах. Обвинения, стандартные для этой страны: коррупция, растрата бюджетных средств, махинации с тендерами и подрядами.
Масштабы этих махинаций при предыдущем руководстве страны оказались такими, что вполне могли породить два противоположных импульса: с одной стороны, народные массы просто возмущены, с другой - соратники Лула Да Силва вполне могли активизировать своих сторонников для провоцирования массовых протестов - чтобы как-то изменить расстановку политических сил.
- Очень любопытный аспект для Бразилии: протестующие несли плакаты с надписями: “ФИФА, убирайся домой!” и “Нам не нужен чемпионат мира по футболу, нам нужны деньги для больниц!”, - констатирует Алексей Черняев. - То есть никакая национальная гордость за свои футбольные достижения, за обладание правом провести чемпионат мира и Олимпийские игры не заставили бразильцев забыть о злободневных проблемах. Это говорит, по меньшей мере, о небывалом росте гражданского самосознания бразильского общества, о том, что эта страна созрела не только экономически и заслужила право проводить у себя крупнейшие спортивные мероприятия современности, но и превратилась в современную демократию.
Более того, к народу вынуждена была обратиться президент страны Дилма Руссеф, которая назвала демонстрации легитимными и даже выразила удовлетворение тем, что тысячи и тысячи молодых людей выходят на улицы и выражают свое отношение к ситуации в стране демократическим способом, мирными шествиями.
При этом президент страны предложила изменить Конституцию путем референдума и наделить представительные органы гораздо более широкими полномочиями, а также выделить 22 миллиарда долларов на развитие общественного транспорта.
- Чем не прямая народная демократия? - спрашивает Алексей Черняев. - Где, скажите, такое возможно? Представьте себе, например, Стамбул, в котором неделю шли протесты, которые регулярно подавлялись слезоточивым газом и водометами.
Нельзя такое сравнить и с площадью Тахрир в Каире, где, по сути, происходит противостояние между сторонниками и противниками президента Мурси. Здесь же, в Бразилии, народ, похоже, един как никогда, однако требования протестующих как-то не сформулированы конкретно.
- В основном требуют увеличить субсидирование социальных программ, а не спортивных сооружений и мероприятий, - говорит Татьяна Ворожейкина. - Это лейтмотив всех протестующих групп, во всех городах страны. Требуют также отставки коррумпированных чиновников. Однако при этом мало называют конкретных имен. Кроме того, звучат и предложения ввести вообще бесплатный проезд в общественном транспорте для малоимущих слоев населения.
Может, условия жизни в Бразилии настолько тяжелы? Интересно, что большинство экономических аналитиков так не считают. Вот мнение экономического обозревателя Русской службы радио “Свобода” Сергея Сенинского:
- Дела в бразильской экономике идут куда лучше, чем, к примеру, в европейской. В прошлом году бразильская экономика выросла на 0,9 процента, а в позапрошлом - на 2,7 процента. Казалось бы, немного, но в Европе дела еще хуже. Но намного лучше ситуация в Бразилии с безработицей, уровень которой не превышает 8-9 процентов. Сравните, например, с Испанией с ее 25-процентной безработицей. К тому же нынешнее правительство существенно повысило заработную плату бюджетникам и обязало сделать это крупные компании. В среднем повышение составило около 15-20 процентов.
То есть, если верить экономистам и социологам, то крайних, кардинальных причин для взрыва негодования у бразильцев вроде бы и быть не должно? Однако этот взрыв потряс все крупные города страны и прокатился также до самых до окраин. Значит, причины все же были?
И тут на днях выступил турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган со следующим заявлением, претендующим на сенсацию: “Протесты в Турции и Бразилии управляются из одного центра. Используются те же методы и преследуются те же цели. Социальные сети и глобальные СМИ делают все, чтобы завлечь Бразилию в ту же ловушку”.
|
Дилма Руссеф назвала демонстрации легитимными и даже выразила удовлетворение тем, что тысячи и тысячи молодых людей выходят на улицы и выражают свое отношение к ситуации в стране демократическим способом |
Премьер, правда, не уточнил - какие это сети и СМИ? Но на фоне продолжающейся истории с Эдвардом Сноуденом и новыми вбросами разоблачений о контроле мировой сети вопросов здесь, думается, быть не может. Но откуда у турецкого лидера такая информация? Или это лишь попытка хоть как-то объяснить происходящее?
- Если вы меня спрашиваете, сыграли ли социальные сети в этих волнениях какую-то роль, - говорит Сергей Сенинский, - то я отвечу: безусловно. Но не в качестве причины и уж тем более не в качестве орудия некоего заговора против Бразилии, а лишь как современное средство независимых коммуникаций. Да, это феномен. Но до сих пор неизученный и потому вселяющий кому ужас, кому - надежду на совершенно новую форму народной демократии. Когда люди напрямую сообщаются и призывают друг друга противостоять авторитаризму или произволу власти.
Татьяна Ворожейкина:
- Исключать, что какие-то политические силы, может быть, даже внешние, могли воспользоваться ситуацией, нельзя. Кто-то, конечно, мог и хотел воспользоваться. Но причина взрыва, повторюсь, не в этом. Причина - в накопившемся недовольстве так называемого среднего класса Бразилии. Страна, казалось бы, неплохо развивается, уровень жизни растет. Ожидания людей усиливаются, а социальное неравенство тем не менее не преодолевается. Разница между доходами высшей олигархии и среднего класса не только не снижается, а увеличивается. И это недовольство накапливалось и накапливалось. К этому следует добавить коррупцию, в которой в Бразилии всегда и всех подозревают. Тем более в преддверии таких огромных расходов на чемпионат мира по футболу и на Олимпиаду.
Как сказал один из политологов, в последнее время в мире идут процессы, объяснить которые не могут даже специалисты. Это говорит о том, что наряду с объяснениями рациональными есть и причины сугубо иррациональные. Когда, казалось бы, в странах, считающихся вполне благополучными, на улицы в течение нескольких дней выходят тысячи и тысячи отнюдь не бедных людей и выражают свой протест против несправедливости, обмана, алчности власти. И аналитики начинают гадать и искать причины этого. И все чаще - не находят. |