ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Азиатская организация по безопасности в Европе Мир

Ботагоз Сейдахметова
До нашего председательства в ОБСЕ осталось меньше двух лет. Срок, за который Казахстан должен еще раз подтвердить свое право называться страной, которая выбрала путь демократических реформ.
Для молодого суверенного государства это, несомненно, историческое событие. По мнению Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований “Альтернатива”, новый статус позволит Казахстану более эффективно, чем прежде, продвигать свои позиции на мировой арене


- Андрей, какие конкретно обязательства взял на себя Казахстан на прошедшей в ноябре прошлого года в Мадриде встрече министров иностранных дел ОБСЕ перед избранием на пост председателя этой организации?
- Если исходить из выступления министра иностранных дел РК Марата Тажина на 15-м совещании министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ, то там были четко обозначены намерения Казахстана по следующим направлениям.
В области демократизации казахстанского общества и государства: это реформирование выборного законодательства, либерализация процедуры регистрации и развития механизмов саморегулирования СМИ, либерализация регистрационных требований к политическим партиям, совершенствование системы местного самоуправления, укрепление диалога между религиями и народами Казахстана.
alt
Председатель ОБСЕ министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб
При этом было подчеркнуто, что в процессе выработки и реализации соответствующих мер будут учтены рекомендации ОБСЕ и ее институтов, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Сами же эти меры должны быть приняты до конца 2008 года.
В сфере международных отношений: продолжение политики поддержания стабильности в Центральной Азии и на всем пространстве ОБСЕ, поддержка международных инициатив в процессе постконфликтного урегулирования в Афганистане и усиления роли ОБСЕ в этой стране.
В рамках ОБСЕ: поддержка продления мандатов трех личных представителей действующего председателя ОБСЕ по религиозной толерантности и свободе религий, обеспечение соблюдения базовых принципов открытого участия неправительственных организаций в деятельности ОБСЕ, сохранение мандата БДИПЧ и отказ от поддержки каких-либо предложений по его ослаблению.
Вместе с тем все это сложно назвать обязательствами Казахстана перед ОБСЕ. Во-первых, насколько известно, сама процедура избрания председателя данной организации не предполагает предъявления к кандидатам на этот пост каких-либо условий и обязательств, равно как и механизмов обеспечения их выполнения.
Во-вторых, в апреле этого года в своем интервью агентству “Рейтер” президент РК Нурсултан Назарбаев однозначно заявил о том, что республика никаких дополнительных обязательств перед ОБСЕ на себя не брала.
В-третьих, весной-летом 2007 года казахстанские власти принятием поправок в Конституцию РК, укрепляющих централизованные начала политико-властной системы, и формированием мажилиса парламента на монопартийной основе пошли в противовес с теми, скажем так, пожеланиями, которые были выдвинуты Казахстану на Брюссельском совещании министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ 2006 года.
Тем не менее другие члены ОБСЕ все же избрали его председателем организации. Поэтому наивно было бы полагать, что после всего этого Казахстан станет кардинально преобразовывать основы и механизмы своей внутренней и внешней политики в соответствии со стандартами ОБСЕ.
Поэтому в данном случае речь идет скорее о намерениях, нежели об обязательствах. А намерения, даже если их закрепить официально в каких-либо документах, носят общий и неконкретный характер. В этом отношении руководство республики имеет большие возможности для внутри- и внешнеполитических маневров в соответствии со своими собственными интересами.
- Что реально положительного дает процесс подготовки Казахстана к предстоящему в 2010 году председательству в ОБСЕ? Как вообще идет эта подготовка?
- Безусловно, что грядущее председательство в ОБСЕ является знаменательной вехой в истории, можно сказать, прорывом в развитии сравнительно молодого суверенного государства, каковым является Казахстан. Наиболее выигрышные позиции республика получила на международном уровне. Следует ожидать, что новый статус позволит Казахстану более эффективно, чем прежде, продвигать свои позиции на мировой арене и решать различные вопросы в рамках дву- и многосторонних контактов с другими участниками международных отношений.
Причем это проявляется уже сейчас. Пусть не во всем, но по ряду важных вопросов внешнеполитические партнеры Казахстана считаются с ним. Понятно, что, в свою очередь, они ожидают от него каких-либо ответных шагов, когда он станет полноправным главой ОБСЕ. Кроме того, Казахстан получил возможности для прокладки пути к возможному в будущем председательству ОБСЕ для других постсоветских государств.
Что касается сферы внутренней политики, то в случае принятия властями определенных мер в рамках указанных выше направлений это можно считать шагом вперед. Во всяком случае, в сравнении с текущим положением дел. Другое дело, что соответствующие меры, видимо, в очередной раз будут носить половинчатый характер. В любом случае они не коснутся основ и механизмов функционирования существующей политико-властной системы.
В пользу этого говорят те действия казахстанского руководства, которые были осуществлены им на текущий момент в контексте подготовки к председательству в ОБСЕ. Преимущественно речь идет о мерах внешнеполитического характера, среди которых особенно выделяются прошедшие в июне-июле этого года встреча глав внешнеполитических ведомств пяти стран - бывших, действующих и будущих председателей ОБСЕ в Хельсинки (Финляндия) и 17-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане. А вот с мерами по либерализации законодательства о выборах, политических партиях и СМИ власти пока что не спешат.
- Означает ли наше активное участие в деятельности ОБСЕ, что и в Казахстане будет работать принцип “прозрачности”, за которую ратует эта организация?
- Все будет зависеть от того, где и какие именно меры осуществит Казахстан в соответствие со стандартами ОБСЕ и рекомендациями ее институтов, особенно БДИПЧ. По большому счету, определенный уровень прозрачности есть и в настоящее время. Другое дело, что менее всего он проявляется в деятельности органов государственной власти и сфере управления экономикой, включая нефтегазовый сектор.
Безусловно, что в процессе подготовки и самого председательства Казахстана в ОБСЕ руководству страны вольно или невольно придется делать какие-либо шаги для того, чтобы поддерживать свой высокий международный статус и соответствующий ему имидж. Вместе с тем сомнительно ожидать того, что по уровню прозрачности республика встанет в один ряд хотя бы даже только с постсоциалистическими странами Восточной Европы.
- Как Вы считаете, чем вызвано желание Кыргызстана стать в перспективе следующим в ЦА председателем ОБСЕ?
- Насколько известно, официального заявления со стороны руководства Кыргызстана по этому поводу пока озвучено не было. Данный вопрос был поднят действующим председателем ОБСЕ министром иностранных дел Финляндии Александером Стуббом, посетившим Бишкек с официальным визитом в начале июля. В ходе своих встреч с президентом КР Курманбеком Бакиевым и журналистами он заявил о том, что Кыргызстан имеет большие шансы стать председателем ОБСЕ в 2015 году.
Вместе с тем трудно сказать, является ли это заявление либо собственной инициативой Стубба, либо оно отражает общность соответствующих позиций группы государств-участниц ОБСЕ, судя по всему, одновременно представляющих Евросоюз. В любом случае после Казахстана на председательство в ОБСЕ могут выразить свои претензии и другие страны СНГ. В связи с этим опередить Кыргызстан в этом деле вполне могут более прозападно настроенные Грузия или Украина. Разве что в отдаленной перспективе возглавить ОБСЕ вполне сможет и Бишкек.
Не исключено, что заявление Стубба стало отражением скрытого или полускрытого намерения кыргызского руководства относительно повторения казахстанского пути к избранию на пост председателя ОБСЕ. Так или иначе, но оно дает Бишкеку повод выдвинуть в ближайшее время аналогичную заявку. Можно также предположить, что пример таких же постсоветских республик, как Казахстан и Литва, ожидающая своего председательства в 2011 году, “заразил” и Кыргызстан. Тем более, что в отличие от Астаны у Бишкека перед западными и прозападными странами-участницами ОБСЕ есть своего рода “козырная карта” в лице фактора “тюльпановой революции”. Хотя, как говорится, будущее покажет.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение