|
В Германии проходит предвыборная кампания, которая завершится выборами в бундестаг 22 сентября. На этой неделе главные соперничающие партии выдвинули свои программы и озвучили главные цели. Прокомментировать ход кампании мы попросили немецкого политолога Александра Рара
- На днях консерваторы представили свои тезисы, которые они намерены отстаивать в случае победы на выборах. Есть ли в них новизна или что-то неожиданное?
- Да, консервативный блок Партии христианских демократов и Христианского социального союза разработал, на мой взгляд, очень даже модернизированную политическую и экономическую концепцию. Во многом это сделано в ответ на критику консерваторов, которые в последнее время указывают на то, что лидерами по части новых идей, как правило, становятся их политические соперники, социал-демократы. Тогда как основным, если можно так сказать, политическим активом консерваторов остается лишь популярность их лидера - Ангелы Меркель. Но на таком “активе” долго “въезжать” в бундестаг будет сложно. И вот в своей “Правительственной программе для Германии-2013-2017” консерваторы заявили, что в случае победы на выборах в сентябре они сделают основную ставку на то, чтобы Германия осталась лидером Европы, по-прежнему успешной и передовой страной как в области экономики, так и в гуманитарной сфере. И впервые они на первый план выдвигают именно социальный аспект программы.
- В чем конкретно это выражается?
- Ангела Меркель, представляя программу своего блока, заявила, например, что страна достигла такого уровня развития и настолько успешно преодолела последствия финансового кризиса, что теперь может себе позволить обратить более пристальное внимание на такие вещи, как гарантирование минимальной заработной платы - до сих пор консерваторы активно этому противодействовали. Кроме того, прозвучали обещания повысить пенсии, в том числе тем категориям трудящихся, которым такое повышение до сих пор задерживалось в силу ряда причин. Обещано также снизить налоги на простых граждан, а также квартирную плату и некоторые тарифы. Сделать более доступным образование, в том числе усилить поддержку исследовательских центров и университетов. Построить дополнительно тысячи километров дорог и обновить уже имеющиеся. Это тоже неожиданно, если учесть, сколько отличных дорог в Германии. Тот, кто здесь бывал, мог в этом убедиться. Есть и другие обещания чисто социального характера.
- Но есть наверняка и критики этих обещаний?
- Конечно, а как без этого? Первыми раскритиковали программу главные политические оппоненты консерваторов - социал-демократы. Они назвали эту программу сказочной. Лидер СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер, например, ехидно спросил у Ангелы Меркель: а где она намерена взять на модернизацию дорог 25 миллиардов евро? И вообще - за счет чего все эти “сказочные” повышения зарплат и пенсий? Особых поступлений в бюджет в ближайшие годы явно не предвидится, а некоторые успешные результаты предыдущих годов не дают особого оптимизма на такие резкие скачки в расходах. Почти в том же духе критикуют программу и союзники ХДС/ХСС - свободные демократы. Они обращают внимание на то, что только на повышение пенсий необходимо изыскать 7 миллиардов евро. Это значит повысить налоги? В общем, полемика зазвучала самая оживленная.
- А что консерваторам противопоставляют их оппоненты?
- Социал-демократы в основном заняты критикой Ангелы Меркель и ее политики. Например, они указывают на то, что значительную часть ранних обещаний Меркель так и не выполнила, а теперь выдает то, что не сделала, в качестве новых посул для избирателей. Например, о повышении пенсий говорилось еще пять лет тому назад, но сделано так и не было, или о гарантиях минимальной зарплаты - это наше, говорят социал-демократы, а консерваторы просто эти предложения у нас украли и выдают теперь за свои. Главным же набором тезисов СДПГ является урезание сверхдоходов крупного бизнеса и банков. Это всегда находило понимание у сторонников левых партий. Кроме того, СДПГ ратует за снижение расходов на силовые структуры и увеличение субсидирования малого и среднего бизнеса. Но ничего особого нового здесь нет.
- Но, как известно, программы программами, а избиратель не особенно-то их изучает, и главным на выборах является совсем другое, например, популярность тех или иных политиков. Как с этим у Ангелы Меркель?
- Ну тут, я полагаю, полный порядок. Во всяком случае, если говорить о сегодняшних настроениях людей. Меркель является одним из самых популярных германских политиков последних десятилетий. Рейтинг ее очень высок. Он гораздо выше, чем у ее предвыборного блока ХДС/ХСС. Она единоличный лидер в этом блоке, и никого больше ее сторонники просто не видят в этой роли. Кроме того, популярность Меркель буквально подавляет популярность ее конкурентов. Например, тому же Штайнмайеру меряться в этом с Меркель бесполезно. Конечно, за три месяца еще многое может произойти, но сделать что-то такое, что кардинально изменит отношение избирателей, Ангела Меркель вряд ли способна. Слишком уж она опытная в политике и слишком высокая цена ее поведения именно в этот предвыборный момент. Недаром консерваторы назвали предстоящие выборы “историческим выбором Германии”.
Михаэль Людвиг,
корреспондент “Франкфуртер альгемайне”, специально для “Нового поколения” |