|
Ботагоз Сейдахметова
Ситуация на Ближнем Востоке, где до сих пор не завершились последствия той революционной весны, а в гражданскую войну в Сирии вовлечены соседние страны и весь регион, все больше говорит о том, что единства в арабском мире нет и в ближайшее время не предвидится. Ведь именно арабские лидеры большинством голосов решили, что Башар Асад должен уйти, и поддержали повстанцев. Известно, что среди повстанцев немало наемников из других арабских государств. Даже общее противостояние Израилю выглядит скорее жалким - Лига арабских государств так и не продвинулась в дипломатическом решении палестинского вопроса за 68 лет своего существования
Панарабские
идеологии
После той “антибашарской” резолюции в Генассамблее ООН от 15 мая 2013 года, где большинство арабских стран выступали против официальных властей Сирии, я обратилась за комментариями к московскому арабисту Герману Крылову. По мнению моего собеседника, отсутствие единства в арабском мире обусловлено прежде всего экономическими факторами. “Богатые экономики стран Персидского залива ориентированы на продажу нефтегазового сырья. У них нет ни своей промышленности, ни науки. Соответственно, они на все 150 процентов зависят от Запада и заинтересованы в сохранении с ним максимально хороших отношений. Видимость самостоятельной политики может создать лишь попытка предугадать, чего Запад хочет в регионе, и сделать все для реализации этого без каких-либо намеков со стороны спонсоров”.
Кроме того, арабист отмечает, что у остальных арабских государств существуют свои проблемы. “Монархи, как всегда, боятся за власть - отсюда недавняя попытка атлантического Марокко и Иордании вступить в Союз сотрудничества арабских государств Персидского Залива в надежде на некую помощь, вроде той, которую оказала саудовская армия в Бахрейне”, - говорит Герман Крылов.
Он напомнил, что претензии на создание панарабской идеологии имел в свое время египетский президент Гамаль Абдель Насер и “преуспел в этом, так что его идеями увлекались даже в странах Персидского залива”.
Но со смертью Насера сошел на нет и насеризм.
“Другую попытку сделали националисты-баасисты - создавая в целом ряде стран партии “Арабского социалистического возрождения” под влиянием идеологии Мишеля Афляка. Обломком этой панарабской идеологии и является современный сирийский режим”, - подчеркнул арабист.
Напомню, что эта идеология была основана в 1943-1944 годах и представляет собой арабский социализм, замешанный на национализме. У истоков баасизма стояли три сирийца с французским образованием. Одного из них назвал мой собеседник - это христианин Мишель Афляк, два других - это мусульманин-суннит Салах аль-Дин аль-Битар и алавит Заки аль-Арсузи. Французское влияние у этих интеллектуалов пересекалось с идеями немецких националистов-романтиков.
Суть этой панарабской идеологии состояла в том, что она пыталась все ближневосточные этносы объединить в единый арабский народ, ведомый общим духом возрождения всех арабов. Причем еще в начале 1950-х годов сирийские политики даже рассматривали баасизм как панацею от внутренней нестабильности и региональных угроз.
Но идея так и осталась лишь красивой декларацией, объединиться у арабских государств так и не получилось. Напомню, что инициаторами выступали тогда именно сирийские политики. Вот она, ирония судьбы.
Потом, уже в начале 1960-х годов, были предприняты новые попытки объединения стран, но и тогда внутринациональные интересы арабских государств взяли верх над идеей глобального объединения. Политику, соответствующую национальным интересам. А кое-кто из арабских лидеров и вовсе исказил суть идеи баасизма. Так, иракский лидер Саддам Хусейн вторгся в Кувейт в 1990 году под... лозунгами панарабизма. А баасистская партия Ирана превратилась в инструмент государственной власти.
Герман Крылов считает, что идеология баасизма, что важно, доказала свою жизнеспособность: “Достаточно вспомнить сравнительно высокий, по арабским меркам, уровень экономического и научного развития в Ираке до авантюр Саддама, и в Сирии до начала недавних событий”.
По его мнению, Ирак и Сирия действительно проводили самостоятельную политику, что, вполне естественно, не могло устраивать Израиль. “Не случайно, что в публичных лекциях крупные израильские политологи признают, что то, что в настоящее время происходит в Сирии, отвечает интересам еврейского государства. Все как-то забыли о том, что “Моссад” является одной из самых лучших, вездесущих и дерзких разведок мира, и думают, что в то время, когда Ближний Восток погружается в хаос, ее агенты сидят сложа руки. Очевидно, что это не так”, - считает Герман Крылов.
При этом мой собеседник считает, что вина Ливии состоит также в попытках выдвигать свои условия на основании тех ресурсов, которыми она обладает. “Несколько неясно положение Алжира, обладающего одним из крупнейших в мире валютных запасов, что обусловливает повышенное внимание к нему МВФ и Всемирного банка. Видимо, им удается успешно маневрировать, хотя не исключено, что всплеск насилия в 1990-х годах был спровоцирован методами, аналогичными тем, что сейчас используются в Сирии, - считает арабист. - Очевидно, что то, что мы знаем о внутриалжирском конфликте сейчас, только малая часть верхушки айсберга”.
Выходит, что отдельно каждое из государств арабского мира ведет политику, в которой собственные интересы не только завязаны на интересах покупателя ресурсов в лице Запада, но и с оглядкой на израильский фактор.
|
Президенты Египта Гамаль Абдель Насер и Анвар Садат каждый в свое время и своими методами пытались объединить арабский мир... |
Палестино-
израильский
конфликт
Что объединяет арабов, несмотря на погоду и политические перемены? Конечно, ислам, пусть и разделенный на суннитский и шиитский, и арабский язык, пусть и отличающийся диалектами, как, собственно, любой язык в мире.
Другой важный фактор, объединяющий всех арабов, - это палестинский вопрос в противостоянии с Израилем. Вообще, это главная повестка дня у Лиги арабских государств практически с момента ее создания
в 1945 году.
Если вспомнить историю второй половины прошлого века, то попыток арабских стран решить мирным путем палестино-израильскую проблему было очень много. Были созданы разные отдельные планы то Саудовской Аравией, то Египтом, то Сирией, то Иорданией.
В конце 1970-х годов состоялось несколько встреч Президента Египта Анвара Садата с премьер-министром Израиля Менахемом Бегином, в результате был подписан мирный договор между странами. Но за это Анвара Садата в арабском мире посчитали предателем, и в 1981 году он был убит в Каире исламистами. Кстати, уже в 1995 году был убит другой миротворец - премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Убийца - еврейский экстремист.
Смерть Садата привела к войне в Ливане в 1982 году. Израильские войска взяли Бейрут, где находилась штаб-квартира Ясира Арафата и Организации освобождения Палестины (ООП).
В 1985 году Израиль выступил с мирной инициативой, предложив провести международную конференцию при участии Иордании и Египта. Инициатива не была поддержана оппозиционными партиями в Израиле и закончилась ничем.
А через два года палестинцы в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан начали интифаду - кампанию массового сопротивления, которая продолжалась до 1991 года.
На Мадридской конференции
1991 года Израиль, арабские государства, США и СССР пришли к выводу о необходимости расширять контакты и развивать экономику региона. Израильская делегация встретилась с делегацией ООП, формально входившей в состав делегации Сирии. США и СССР, коспонсоры конференции, призвали стороны немедленно начать двусторонние переговоры.
В 1993 году в столице Норвегии - Осло - Израиль и представители Палестины согласились официально признать друг друга, и на следующий год Израиль и ООП подписали мирный договор. Это был год создания Палестинской Автономии (ПА).
Условия соглашений не выполнялись, причем с двух сторон. И в
2000 году палестинцы начали “вторую интифаду” - массовые акции протеста и террористические атаки, в результате которых погибли сотни людей с обеих сторон. В
2001 году Израиль и Палестина договорились о прекращении огня.
На следующий год наконец в конфликт вмешались арабские лидеры, ведь до сих посредниками в споре чаще выступали американские политики. Итак, саудовский принц Абдалла на саммите Лиги арабских государств выступил с новым предложением: арабские государства соглашаются признать Израиль и выйти из состояния войны с ним в обмен на уход Израиля с оккупированных палестинских территорий и Голанских высот, достижение взаимоприемлемого соглашения по Иерусалиму и палестинским беженцам. Чуть позже палестинский лидер Ясир Арафат подписал Конституцию Палестинского государства, в которой указывалось, что законодательство Палестины основано на шариате.
В 2005 году на саммите арабских государств был одобрен мирный план короля Иордании Абдуллы, который являлся версией плана саудовского принца Абдаллы. План так и не заработал. Увы, дальнейшая история палестино-израильского вопроса состоит из истории ФАТХа и “Хамаса”, организаций, основанных на террористических методах борьбы.
Арабский мир так и остался разрозненным. |