|
Ботагоз Сейдахметова
В стране иммигрантов нелегалов скоро станет меньше, а граждан больше. Во всяком случае, если новый американский закон об иммиграции, который предусматривает возможность легализовать проживание в США нелегальным иммигрантам, примут официально. Может тогда нелюбовь к Америке смениться любовью?
Напомню коротко, что в июне текущего 2013 года американский сенат намерен рассмотреть законопроект об иммигрантах, нелегально проживающих на территории страны. Помимо легализации своего существования в США, законопроект дает возможность буквально купить гражданство, а именно - выплатить штраф за нелегальное проживание в стране, а также закрыть налоговые долги. Сенаторы надеются, что принятие этого законопроекта приведет не только к снижению уровня нелегальной иммиграции в будущем, а также к трудоустройству иммигрантов.
От себя хочу добавить, что такое гуманное отношение к иммигрантам должно также снизить уровень нелюбви к США. Ведь антиамериканизм - это уже нечто вроде модного тренда, особенно в странах третьего мира.
Так, один из американских исследователей пишет, что: “Эскимосы Аляски используют 23 слова для обозначения льда, в то время, как южнокорейцы используют восемь слов для того, чтобы описать свое негативное отношение к США”. В 1990 году Алвин Рубинстейн и Дональд Смит, авторы исследования “Антиамериканизм в Третьем мире”, объяснили, что антиамериканизм - это “любого рода действие или высказывание, полностью или частично направленное против внешней политики, общества, культуры и моральных ценностей Соединенных Штатов”.
В 1995 году вышла монография Пола Холландера “Антиамериканизм”. Холландер считает, что нелюбовь к США зиждется на четырех столпах.
Первый - в потребности найти “козла отпущения”.
Второй - в сверхдержавности США.
Третий - в ассоциировании США со всеми проявлениями модернизации.
Четвертый столп - антиамериканизм постоянно подпитывается внешнеполитическими ошибками США.
Он же отмечает, что в позапрошлом веке подобную нелюбовь вызывали колониальные державы - Великобритания, Франция, в меньшей степени Германия и Россия. В ХХ веке на авансцену выступили Япония, Китай, Израиль, Индия, арабские государства.
Другие исследователи - Петер Катценстайн и Роберт Кеохане - делят антиамериканизм на четыре вида:
“либеральный”, “социальный”, “суверенно-националистический” и “радикальный”. Согласно его схеме, “либералы” живут в основном в таких странах, как Франция и Великобритания.
“Социальные” антиамериканисты критикуют США за отсутствие механизмов социальной поддержки населения и за процесс глобализации, который, с их точки зрения, выгоден только богатым. В основном это страны Латинской Америки, а также антиглобалисты по всему миру.
“Суверенных националистов” возмущает глобальное политическое, военное и экономическое доминирование США. Это в основном страны Ближего Востока Азии - Ирана, Северной Кореи, Сирии и прочих стран региона.
“Радикалами” авторы считают всех, кому неприятна культура Америки - джаз, баскетбол, свободно продающиеся алкогольные напитки и прочие вещи, которые иные категории антиамериканистов просто не замечают.
Кроме того, другие исследователи заметили, что в последние десятилетия антиамериканские настроения наиболее усилились в арабском мире, и именно такая нелюбовь и стала причиной активизации террористов-исламистов. Мол, для лидеров арабских государств это шанс успешно удерживать власть в своих руках, не проводя необходимых реформ и не улучшая жизнь своих народов.
Вместе с тем в США довольно популярны прогнозы на будущее, где исследователи говорят о том, что иммигранты из Азии приведут демографическую ситуацию в стране к тому, что граждане европейского происхождения будут в меньшинстве. В частности, один из таких прогнозов говорит, что к 2050 году по критерию происхождения большей части своих жителей Соединенные Штаты превратятся в страну Третьего мира.
Но при этом исследователи отмечают разницу в адаптации иммигрантов к жизни в США. Так, китайцы, корейцы, японцы, вьетнамцы успешно занимаются бизнесом и вкладывают в образование своих детей. А латиноамериканцы и афроамериканцы в массе своей от них сильно отстают.
Все это означает, что “страна иммигрантов” не только изменится в этническом плане, но также приобретет совершенно новые внутренние проблемы. |