|
Ботагоз Сейдахметова
Во вторник, 7 мая 2013 года, в Иране началась регистрация кандидатов в президенты, которая будет идти в течение пяти дней. Окончательный список участников гонки будет обнародован в конце мая, а сами выборы намечены на 14 июня. Это будут 11-е президентские выборы в Иране.
Действующий президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не будет принимать участия в выборах, потому как на исходе второй законный срок его правления
Тем временем уже известны имена первых пяти кандидатов в президенты Исламской Республики Иран, подавших заявки в избирком. Среди них экс-секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана и бывший переговорщик с “шестеркой” по иранской ядерной программе в период с 1989 по 2005 год
Хассан Роухани, бывший вице-президент Ирана по научным вопросам, который работал с 2006 по 2009 год,
Садек Ваеззаде, экс-министр здравоохранения с 2005 по 2009 год
Камранбакер Ланкарани, бывший министр жилищного фонда и градостроительства Ирана с 2005 по 2009 год
Мохаммад Саидикиа и депутат восьмого и девятого созывов меджлиса (парламента) Ирана с 2008 года, представляющий реформаторское крыло, -
Мостафа Кавакебиян.
На деле заявителям придется ждать окончательного вердикта Наблюдательного совета, который решит, насколько кандидаты соответствуют нормам Конституции. Ведь, согласно Основному закону ИРИ,
кандидат в президенты страны должен иметь
иранское происхождение и гражданство.
Напомню, что в Иране помимо собственно персов проживают представители других национальностей. Одна из самых крупных диаспор - азербайджанская, которая, по некоторым данным, даже превышает количество населения в самом Азербайджане. Это вторая по численности этническая группа Ирана после персов. Более того, в свое время фактическим лидером страны с 1981 по 1989 год - президентом и Верховным руководителем Ирана - был этнический азербайджанец - имам Али Хаменеи.
Второе немаловажное требование к кандидату - организаторские способности. Но в этом плане, судя по послужному списку кандидатов, придраться не к чему. Все эти люди были или активно присутствуют во власти, а значит, имеют не только организаторские способности, но и амбиции, необходимые для политиков высокого полета.
Третье требование к кандидату в президенты Ирана - это приверженность основам исламской революции и принципам официальной религии страны. Напомню, что значительное большинство иранцев - это мусульмане-шииты.
И, наконец, в октябре прошлого года были внесены поправки в Закон о президентских выборах. Так что
четвертое требование к кандидату гласит, что он должен быть не моложе 45 лет и не старше 75 лет. Там же, в поправках, установлены
требования к уровню образования кандидата в президенты - он должен иметь степень магистра или, как минимум, эквивалентную степени магистра степень, которую дают в традиционных исламских школах высшего образования.
Всего в нынешней гонке будут участвовать 75 кандидатов, но понятно, что к стартовой прямой допустят в лучшем случае пять-семь человек. Напомню, что на прошлых президентских выборах 2009 года зарегистрировались 475 кандидатов, однако Совет стражей утвердил только четырех из них.
Эти пять перечисленных выше персон, которые первыми подали заявления, являются политиками. Причем среди них больше консерваторов, чем реформаторов. Аналитики предполагают, что и реформаторы, и сторонники Ахмадинежада, находящегося в конфликте с духовным главой страны аятоллой Хаменеи, пока изучают ситуацию.
|
Президент Махмуд Ахмадинежад больше не имеет права баллотироваться в президенты Ирана |
Ожидается, что кроме политиков-консерваторов скоро заявки поступят от главы иранского Общества Красного полумесяца Махмуда Музаффара, а также бывшего президента страны - Акбара Хашеми-Рафсанджани. Кстати, кандидатуру последнего поддерживает другой экс-президент и лидер оппозиции Мохаммад Хатами. Об этом он заявил сам на недавней встрече с журналистами. В частности, он сказал, что выдвижение кандидатуры Рафсанджани на выборах - это победа для всех. “Я очень обрадовался, когда Рафсанджани несколько дней назад сказал, что если руководитель (Верховный лидер Ирана) даст согласие, то он выдвинет свою кандидатуру на выборах”, - добавил Хатами.
Между тем, по словам Али Юниси, бывшего министра безопасности в годы президентства Мохаммада Хатами, из разговора с Рафсанджани он понял, что тот все же решил не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах.
Однако среди кандидатов в президенты страны вчера появилась первая женщина. Об этом сообщает иранское информационное агентство Fars. Ее имя Разие Омидвар, ей 46 лет. Чего-то более ценного из биографии этой женщины мне найти не удалось - ни ее послужного списка, если таковой имеется, ни политического кредо. Видимо, сам факт возможного участия женщины в президентских гонках исламской страны уже нужно воспринимать как нечто, если не прогрессивное, то, как минимум, новое в истории Исламской Республики. Ведь, согласно иранским законам, претендовать на должность главы государства может только мужчина-шиит.
Сама госпожа Омидвар призналась, что “ее целями являются улучшение общей ситуации в стране и служение обществу”. А аналитики тем временем уже гадают, будет ли первая женщина-президент в истории Исламской Республики Иран и чем это грозит.
От себя скажу, что ее официальное участие в гонке создаст только этим фактор прецедента, который заложит фундамент для гендерных перемен в большой политике Ирана. Так что вряд ли хватит духа еще и на то, чтобы одержать победу на выборах. Зачем такой шок стране? Хватит для начала и этого потрясения. К переменам нужно идти постепенно.
Впрочем, я абсолютно уверена, что женщина-президент все же появится в Иране. Пусть не в ближайшие 8 лет, но к 13-м выборам в гонке может принять участие не одна, а еще пара-другая смелых иранских женщин. И тогда держитесь, мужчины! Иранские женщины умудрились совместить внешний антураж покорной женщины в хиджабе, но при этом я видела в Тегеране женщин за рулем, которые являются еще теми “шумахершами”. Кроме того, известно, что иранские женщины имеют возможность получать высшее образование и, по некоторым данным, женщин в вузах Ирана даже больше, чем мужчин. В свое время президент Ахмадинежад, что называется, пошел навстречу чаяниям народа, вернее, женщин, позволив им наряду с мужчинами посещать футбольные матчи. Так что, повторю, в будущем в Иране может появиться женщина-президент.
Хочу отметить, что главные элементы иранской политической картины весьма и весьма демократичны - это многопартийная система, существование реальной и сильной оппозиции, наличие ярких политических персон, которые позволяют делать выбор.
Кроме того, могу отметить и такой важный фактор демократии, как неравнодушное студенчество. На практике студенческая молодежь Ирана - это серьезный и влиятельный сектор общества. Так что любому кандидату придется ориентироваться не только на требования Верховного совета, но также и на эту активную часть электората.
И наконец, четвертая власть страны - иранские СМИ, это тоже важный фактор. Надо сказать, что в стране кроме официальной провластной прессы существуют и иностранные СМИ, в которых, впрочем, работают и иранские граждане. Между прочим, среди них есть немало женщин-журналистов. Пресса Ирана даже под давлением официальной власти все же остается влиятельной.
Кто бы ни был следующим президентом Ирана, ему придется решать традиционные вопросы внешней политики, такие, как отношения с США и Западом в целом, отношения со странами мусульманского мира, противостояние с Израилем. И все же главным политическим вопросом в повестке дня остается ядерная программа Ирана. Потому как она влияет на экономику страны и в целом на торгово-экономические отношения с мировыми рынками. И тогда, чтобы выделиться, потенциальный кандидат должен предложить программу, которая сдвинет с мертвой точки решение ядерного вопроса Ирана. |