|
Ботагоз Сейдахметова
Институту философии, политологии и религиоведения нашей страны в этом году исполняется 55 лет. Это событие сам институт отметил выпуском научно-популярной книги “Философская гостиная”, в которой ведущие философы Казахстана рассуждают на такие темы, как роль и место науки в современном Казахстане, религия в жизни нашего народа, национальный вопрос и трайбализм, и делают прогнозы на будущее нашей страны
Соавторами проекта “Философская гостиная” стали директор Института философии, политологии и религиоведения Зарема Шаукенова и главный редактор газеты “Весь мир” Юрий Киринициянов. По сути, эта книга стала своего рода окошком в сложный и закрытый мир высокой науки и поводом обратить внимание на состояние казахстанской науки спустя 20 лет после распада СССР.
Напомню, что с некоторых пор Академия наук перешла в другой статус и потеряла традиционное государственное обеспечение. Это пример Запада, где нет академий наук, но при этом каждый университет серьезно занимается научными исследованиями.
Насколько попытка равняться на Запад оказалась удачной, пока судить рано. Просто потому что бывшим советским республикам пришлось пережить годы становления, попытаться разобраться в себе.
Что касается Средней Азии, мусульманской части бывшего Союза, то наши республики пережили такие потрясения, что наука была в состоянии изгоя. Всем было не до философских учений Платона, Аристотеля, Канта или Гегеля. В Таджикистане прошла гражданская война, Туркменистан посчитал лучшим для себя изоляцию от соседей и советского прошлого, в Киргизии все еще проходит процесс передела собственности и власти, в Узбекистане - процесс политического самоопределения. Наша страна также пережила непросто суровые 90-е, когда из Казахстана пошла волна эмиграции русских, евреев, немцев, поляков. Непросто было и в нулевые, уже в первые годы сложившейся рыночной экономики финансовый кризис оставил многие государственные учреждения без традиционных дотаций.
Наука в Казахстане на время осталась сиротой, в научных структурах остались только самые большие фанаты своего дела, ученые от Бога, романтики. По мнению директора Института философии, политологии и религиоведения Заремы Шаукеновой, “без горящих глаз в науке делать нечего”. Она оптимистично заявляет, что научное сообщество государств СНГ в целом выглядит вполне консолидированно. Ежегодно в Санкт-Петербурге по инициативе ученых-историков проходит форум ученых стран СНГ. Кроме того, существует Международная ассоциация исследовательских институтов философии стран СНГ, Азии и Европы.
При этом она сообщила, что в Казахстане работает новый Закон о науке. “Благодаря этому научное сообщество перестало выглядеть бедной Золушкой, ученые предлагают темы, рассчитанные на три года, - рассказывает профессор Шаукенова. - А государство, проведя экспертизу, выделяет на эти исследования бюджетные средства - гранты”. По мнению ученого, в этом случае можно ждать конкретных результатов и продвижения идей в обществе, кроме того, эти гранты работают на снижение политического и социального напряжения в обществе.
Кстати, в прошлом году институт принял в свои ряды десять молодых начинающих ученых, все они выпускники Казахского национального университета имени аль-Фараби.
Наука молодеет, утверждает Зарема Шаукенова и добавляет, что “все 156 академиков находятся в отличной физической и научной форме”.
На самом деле в Казахстане много ученых старшего поколения, многих я знаю лично благодаря их участию в многочисленных круглых столах и на международных конференциях. Среди них те, кто стал гостем “Философской гостиной”. Это профессор Серик Нурмуратов, известный религиовед Анатолий Косиченко, профессор Рустем Кадыржанов, доктора философских наук Сергей Колчигин, Мухтар Изотов, Наталья Сейтахметова.
Уверена, что эти имена должна знать широкая общественность, и, возможно, на одном из национальных телеканалов можно было бы создать научную программу или проводить еженедельные аналитические шоу для казахстанцев. Это будет полезно и для казахстанской науки, а также станет площадкой для продвижения новых идей, дискуссий, в которых, как известно, рождается истина. “Философская гостиная” наших отечественных ученых позволит разобраться во многих проблемах, которые сегодня есть в Казахстане и обсуждаются пока на кухнях, как в старые времена. Думаю, что именно наши, а не иностранные философы должны внести ясность в такие вопросы, как национальная идея, отношение к религии, повлиять положительно на умы наших граждан.
Это пока только мое пожелание. Ведь в соседней России немало серьезных аналитических программ на телевидении, и имена тамошних ученых уже давно на слуху в нашей стране. Более того, многие казахстанские госструктуры предпочитают приглашать именно российских экспертов в качестве советников или консультантов.
Между тем наша наука за полвека с лишним дала миру целый ряд великих имен - Салык Зиманов, Жабайхан Абдильдин, Каныш Сатпаев, Абдималик Нысанбаев и другие.
Я всегда с интересом слушаю выступления казахстанского ученого Анатолия Косиченко на тему религии. Он считает, что все религии имеют колоссальный позитивный заряд, который еще не изучен. Не могу не согласиться с ним в части того, что “идеалы веры должны реализовываться верующими в обычной, повседневной жизни”. При этом эксперт отмечает, что часто верующий человек ведет себя хуже атеиста. Мне было интересно знать мнение ученого по поводу ситуации, сложившейся в России в отношении патриарха Кирилла. В частности, вокруг скандала с дорогими часами и приязненными отношениями с властью. Он уверен, что все это подается как сенсация и носит оттенок провокации. По мнению Анатолия Косиченко, патриарх Кирилл демонстрирует свое положение в обществе, а по сути, место православия в мире. “Надо ли одеваться в рубище? Сегодня бедность воспринимается как проигрыш”, - говорит Косиченко в беседе с журналистом. Он повторил слова патриарха Кирилла о том, что Российское государство во все времена опиралось на православие, но есть люди, которые пытаются разрушить Россию. По мнению Косиченко, объективный эксперт всегда отличит критику от оплаченного пиара и системной компрометации.
При том в отношении “Пусси Райт” он уверен, что церкви надо учиться работать в политических реалиях. Он считает, что вполне хватило бы одного официального заявления церкви на поступок девушек из “Пусси Райт”, а вместо этого она ввязалась в дискуссию, причем в ней самой проявились разные позиции.
Косиченко как философ считает, что сегодня очень важно определиться с понятием “светскость”, потому что получается ситуация с двумя полюсами. На одном полюсе государство, которое дает школьникам светское образование. А на другом - предложения более глубокого проникновения религии в школьное образование. Истина лежит посередине, уверен философ. “Религиозные знания надо преподавать, - уверен Анатолий Косиченко. - Это прививка против экстремизма и терроризма... Дети должны понимать, что любая религия - это часть мировой культуры”.
Наталья Сейтахметова в свое время принимала участие в государственной программе по подготовке и изданию собрания сочинений Аль-Фараби на казахском языке, а ее докторская была посвящена исламу. Так вот, она считает, что невежественная интерпретация искажает логику просвещения в исламе. Что касается терактов, совершаемых радикальными мусульманами, она считает, что эти люди пытаются решить свои политические или личные проблемы с помощью религии. Но Коран в этом не виноват. Поэтому сегодня, по мнению Сейтахметовой, необходима открытая концепция дальнейшего продвижения ценностей самой молодой религии, которая не противоречит демократическим ценностям современности. Она напомнила, что в свое время русские философы Владимир Соловьев и Николай Бердяев писали об “открытом христианстве”, а в конце двадцатого века родился термин “евроислам”.
Интересная дискуссия получилась с Рустемом Кадыржановым, который откровенно говорит, пожалуй, на самые щепетильные темы современного Казахстана, такие как история отношений Казахстана и России, русских и казахов. Он задается вопросами: где истоки нежелания изучать государственный язык, что подпитывает имперское сознание русских казахстанцев? Ученый считает, что казахи сами должны перейти на казахский язык, “при этом недопустимо как-то унижать и третировать русскоязычных казахов... Надо понимать, что они - продукт советской политики русификации, по сути, имперской политики культурного экспансионизма”. Кадыржанов говорит, что русские как могли продвигали свою культуру и пытались сделать степь своей провинцией, так что у русских казахстанцев сильно имперское сознание. При этом ученый отмечает - важно понять, что возврата к старым “правилам игры” не будет. “А к новым они не готовы ни морально, ни психологически”, - объясняет Рустем Кадыржанов нежелание русскоязычных изучать казахский язык.
По поводу прогнозов будущего Казахстана казахстанский философ ответил, что и через двадцать лет наша страна будет многонациональной, но этнических казахов будет большинство. Все будут говорить по-казахски, но и русский язык не уйдет из жизни. При этом Кадыржанов считает, что те процессы, которые сейчас идут в Казахстане, давно завершены в других бывших советских республиках - странах Балтии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, потому что в советское время “денационализация” казахов зашла слишком далеко. Поэтому возвращение к своему языку, корням, традициям, к своей истории идет медленно и драматично.
В “Философской гостиной” поднимали и прочие политические вопросы, среди них и такие как Жанаозенская трагедия. В связи с чем доктор философских наук Мухтар Изотов высказал мнение о том, что государству выгодны “зубатые” профсоюзы, потому что тогда протестное движение останется в цивилизованных рамках.
Еще раз хочу подчеркнуть, что наша страна сегодня в той стадии своего развития, когда наука и особенно философия просто обязаны занять достойное место в жизни граждан. Благо, сильные ученые у нас есть. |