|
Ботагоз Сейдахметова
Казахстан с момента обретения независимости от советской идеологии и советских представлениях о морали и нравственности вот уже третий десяток лет мечется между Западом и Востоком. Благо, и западные, и восточные эмиссары пытаются перетянуть канат на себя в борьбе за наши души. Так, с одной стороны, Запад довольно агрессивно учит нас демократии и свободам, законодателями которых он является. А с другой - нас естественным образом тянет на Восток: исламские и православные ценности все больше становятся частью нашей культуры, так что чистые атеисты или агностики постепенно вымирают.
Впрочем, в отличие от Запада и Востока, где есть некие собственные нравственные ориентиры, мы все еще, как дети, серьезно пытаемся понять, “что такое хорошо и что такое плохо”
На мой взгляд, постсоветские народы (во всяком случае, в регионе Центральной Азии) смешали в себе западное стремление к постоянной внутренней эволюции с революционными нотками и восточными представлениями о месте женщины и мужчины в обществе. Такой милый баланс получился: часть нашего общества поклоняется всему западному, и читай: прогрессивному и смелому. Другая часть общества пытается вернуться к истокам нравственных ценностей, на которых выросли наши родители и родители родителей.
Вот, к примеру, во Франции большинство тамошних депутатов парламента на днях одобрили первую статью законопроекта о легализации однополых браков. Ну не сказать, что все прошло гладко и на “ура”. До этого, как полагается в демократических обществах, несколько месяцев в крупных городах Франции проходили акции, в которых французские граждане активно выступали “за” и “против” такой легализации. Если верить информации французской газеты Le Figaro, 60 процентов французов за легализацию однополых браков. При этом известно, что в случае, если закон примут, Франция станет шестой страной Евросоюза после Нидерландов, Бельгии, Дании, Швеции и Испании, где однополые браки полностью легализованы.
Бог с ним, с однополыми браками. В наших пенатах пока даже нет открытых дискуссий на эту тему, потому как такой проблемы вроде как и не существует. Но вот, что касается легализации проституции, тут опять Европа впереди планеты всей. Во Франции легализована проституция в качестве частного предпринимательства, за организованную проституцию полагается уголовное наказание. То бишь, легальные проститутки, которые работают на парижских улицах, платят в госбюджет налоги и имеют право на медицинскую страховку, пенсионные отчисления и отпускные.
При этом проституция полностью легализована в семи странах Европы: в Нидерландах, Германии, Австрии, Швейцарии, Греции, Венгрии и Латвии. Впрочем, думаю, такое решение тамошних законодателей где-то логично, потому как исторически предрешено. Ведь известно, что христианская религия, с одной стороны, осуждает проституцию, а с другой - именно она способствовала законодательному лицензированию публичных домов. Более того, проституция в средневековой Европе не только находилась под официальным покровительством, но часто такими покровителями выступали либо служители церкви, либо парламент.
Достаточно вспомнить по этому поводу знаменитое произведение итальянского автора XIV века Джованни Боккаччо - “Декамерон”, где автор в сатирической и ироничной форме описывает ханжеские нравы в среде аристократов и священнослужителей.
Но удивительно, что сегодня проституция полностью легализована в одной из крупных мусульманских стран - Турции. И это наводит на мысли. Ведь наши законодатели и наши аналитики (повторюсь) привыкли ориентироваться то на западный опыт, то на опыт тех, кто ментально вроде ближе нам и роднее - а именно на опыт мусульманских стран. А значит, в обозримом будущем и у нас в Казахстане обсуждение темы легализации проституции будет идти на более серьезном уровне, когда сторонников такого решения проблемы станет больше. Благо и аргументов специально придумывать не надо - все уже сказано и придумано до нас. Это и якобы честные налоги в государственную казну, которые будут обязаны платить жрицы любви, и, что особенно важно, контроль за их здоровьем, чтобы не дать распространиться болезням, передающимся половым путем. Короче, будет, о чем поспорить и тем, и этим. Тема нескучная.
Впрочем, вернемся в мусульманскую Турцию. В Османской Турции с XV века существовали гаремы с наложницами, но все же называть их проститутками как-то язык не поворачивается. И все же это в гареме османского султана содержались женщины, большинство из которых попали туда как рабыни, и не по собственной воле. Рабыни-наложницы жили во дворце султана изолированно от внешнего мира. И, надо сказать, многие из них впоследствии не только получали волю, но даже деньги и недвижимость в подарок. Мусульмане так поступали со всеми рабами, потому как пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям, и что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада.
Таким образом, и западная история христианского отношения к женщинам легкого поведения, и восточная история наложниц создали мужской рефлекс отношения к женщине, который передается из поколения в поколение.
В СССР, по сути, переписали на свой а-ля коммунистический лад все заповеди из христианства и ислама и получился такой интересный образ хорошей, правильной советской женщины. Правильная советская женщина должна быть не просто матерью, но и совмещать все дела с работой. Таким образом сложился культ женщины-работницы, которой было чуждо все, что хотя бы внешне напоминало любительниц красивой жизни. Проше говоря, проституток. То бишь, советская женщина, комсомолка, не должна вызывающе выглядеть, не должна краситься или одеваться ярко. Стереотипом проститутки середины прошлого века в Евразии стали женщины вызывающе красивые, а потому особенно привлекательные для мужчин. Собственно, такая политика стала трагедией для нескольких поколений советских женщин.
К слову, автором концепции о женщине-работнице была... Надежда Крупская, жена вождя мирового пролетариата. Впрочем, подозреваю, что без влияния мужа здесь не обошлось. Так что вплоть до развала Советского Союза бедные советские дамы ловко научились не только совмещать воспитание детей, уход за мужем и высокие результаты на работе, но одновременно отучились от души одеваться и украшать себя. Я имею в виду большинство наших женщин, то бишь простых работниц.
Красивые одежда и жизнь полагались либо элите, либо... проституткам. Вот отчего в начале 1990-х годов самой большой мечтой маленьких советских девочек была мечта стать проституткой. Малышки мечтали о “красивой” стороне жизни женщин древней профессии, не вдаваясь в ее суть.
Однако отношение к проституции в советских республиках всегда было откровенно презрительным. Сказывается многовековое исламское и православное воспитание, которое создало определенный менталитет, сильно отличающийся от западноевропейского.
Впрочем, и сегодня говорить о сближении менталитетов, например, женщин Казахстана и Европы, пока не приходится. И феминисток у нас не стало заметно больше, чем в советское время. Ведь отторжение западной модели феминизма уходит корнями в советскую идеологию. Так, в конце 1970 - начале 1980-х годов было широко распространено мнение, что советским женщинам не стоит равняться на западных, поскольку у них есть свои успехи, свои образцы для подражания. А в эпоху перестройки первый советский президент Михаил Горбачев говорил о необходимости вернуть женщин на их законное место - то бишь, в дом. Идея, кстати, была неплохая, хотя Запад тут же начал критиковать Горбачева за эту инициативу.
Увы, и сегодня, чтобы выжить, матери обязаны совмещать дом и карьеру.
Своего рода прогресс после распада Союза коснулся двух вещей. С одной стороны, было снято табу на эротическую литературу и порнографию. Но этот “прогресс”, по сути, обрадовал только изголодавшихся мужчин. С другой - следуя западным ценностям, возросла квота на женщин в парламенте и в целом в политике.
И все же при всем нашем желании следовать за Европой наблюдается тенденция поиска собственного пути. И наши казахстанские женщины, на мой взгляд, находятся где-то между идеологией западного феминизма, но сохранили главные принципы восточной женщины-мусульманки или православной.
Об этом говорит и тот факт, что, даже пытаясь ориентироваться на западный опыт легализации проституции, наши политики-дамы, да и мужчины, все же считают, что вопрос надо изучать с учетом ментальности нашего народа. Впрочем, даже те депутаты, которые говорят о том, что “проституция никак не согласуется с нашей моралью, религией, историей, традициями”, при этом добавляют, что не исключают, что она может быть легализована, потому как общество и ценности меняются. Но отдают переменам в нашем менталитете 30-40 лет. |