|
Ботагоз Сейдахметова
Последние события на Кипре, которые задевают не только киприотов и не только европейцев, но и всех иностранных вкладчиков в кипрские офшоры, выявили еще одну проблему. А именно то, что в отчаянии некоторые граждане острова говорят о том, что жалеют, что Кипр стал членом Европейского союза. А ведь тогда, в далеком уже 2004 году, греческие киприоты праздновали то, что их любезно приняли в большую европейскую семью, в круг стран, где все соблюдают права человека и все прочие демократические свободы. Что в лице ЕС они получают защиту от турецкого поползновения на ее независимость
Хочу тут же отметить, что на деле масштабное расширение Европейского союза в 2004 году, когда он стал больше на десять государств, принесло пользу именно новым членам союза. Потому как дотации и прочая финансовая и экспертная поддержка новичков велась за счет старых членов. Так, большинство из новых членов ЕС успели за счет громадных дотаций привести в порядок дороги, поднять на высокий уровень сельское хозяйство, решить проблемы с безработицей за счет активной миграции своих граждан на работу в более развитые страны ЕС. Кроме того, вообще очень сильно выиграли новички в решении кадровых вопросов за счет образовательных грантов и прочих льгот, которые давало членство в Европейском союзе.
На мой взгляд, за эти девять лет страны Восточной Европы и Кипр, которые вошли в ЕС в 2004 году, выиграли и во многих вопросах также политического характера. В частности, бывшие страны социалистического лагеря окончательно восстановили рыночную экономику, которая в советское время была малоэффективной. Кроме того, в эти страны пришли западноевропейские инвестиции. Так, во многих странах Восточной Европы появились филиалы крупных заводов с запада Европы. Наконец, по признанию самих восточно-европейских политиков, они защищены от российского политического влияния.
А по сути, некие элементы распада или слабости Европейского союза наметились еще в 2008 году, во время глобального кризиса, который задел все развитые страны мира. Финансовый и банковский кризис начал активно сказываться на самых слабых членах Европейского союза, тех, кто не успел окрепнуть за счет общеевропейского донорства. Так в случае с Грецией, которая слишком долго вела жизнь иждивенца за счет главных богачей союза - Германии, Великобритании и Франции.
В Кипре несколько иная ситуация. Этот небольшой остров, по сути, очень быстро обрел статус райского места для иностранных вложений и инвестиций. Судите сами - на европейской части Кипра проживают около 800 тысяч человек. Крохотное население. Меньше среднего города в Западной Европе. Но при этом там 139 банков. А вот в России, между прочим, богатые вкладчики которой особо страдают от сегодняшнего положения на Кипре, меньше тысячи банков. А ведь население практически составляет 150 миллионов человек.
Получается, что Кипр, как особая экономическая зона, перешел дорогу самой Швейцарии - родине надежных банков, секретных вкладов и рантье.
Если верить председателю Центрального банка Кипра, то в их банках сегодня находится от 5 до10 миллиардов евро только российских вкладчиков. Но есть также сведения, что в кипрских банках есть депозиты резидентов.
По словам одного из российских экономистов, Кипр - действительно крупный центр проведения финансовых операций. “У Кипра примерно 40 миллиардов евро депозитов резидентов и 20 миллиардов евро - депозитов нерезидентов. При этом все 20 миллиардов евро депозитов нерезидентов хранятся не в евро, а в долларах, - говорит Сергей Алексашенко в интервью “Голосу России”. - Из этого я делаю вывод, что жители еврозоны вряд ли хранят свои деньги в долларах. Значит, эти 20 миллиардов евро, по нынешнему курсу, соответственно, чуть меньше 26 миллиардов долларов, это деньги России и стран СНГ”.
Российский экономист уверен, что Европейский союз придумал циничную схему, которая позволит сохранить кипрскую экономику, а именно - просто забрать деньги вкладчиков, большая часть которых - это нерезиденты, граждане России и СНГ.
Таким образом, на деле МВФ и Европейский союз переживают за экономику и банки Кипра, что означает, что переживают они за себя. Так что возмущение некоторых кипрских граждан несостоятельно. Да, придется соблюдать правила, установленные в кипрских банках и на границе страны, ограничивающие снятие или вывод из страны большого числа наличности. Но это в случае, если получится “ограбить” вкладчиков-нерезидентов, а на деле Кипр попал-таки в оборот. То бишь, в сложную ситуацию, когда международные кредиты еще больше загоняют Кипр в тупик должника. Ведь когда-то кредиты отдавать надо.
Например, если Россия даст Кипру кредит, то его все равно нужно будет вернуть, а это будет крайне тяжело, потому что 17 миллиардов долларов - это 85 процентов ВВП Кипра. Но у России своих проблем хватает с банками. Ей бы самой разобраться, как выйти из тупика. А тут еще головная боль с кипрскими вложениями.
За годы почти безмятежного членства в ЕС Кипр разучился зарабатывать на промышленности и сельском хозяйстве. Да их, по сути, и нет на Кипре. То бишь, если они даже решат выйти из еврозоны, то выживать за свой собственный счет будет непросто.
И что касается будущего Европейского союза, то его упадок пророчат давно, скептиков хватает. Собственно расширение ЕС 2004 года не приняли многие авторитетные европейские политики, которые считали, что это только ослабит союз в экономическом плане. Оказалось, они были правы. Впрочем, тут частично и вина финансового кризиса, так что все могло быть по-другому.
Но на деле теперь скептики говорят о том, что волна экономических кризисов, которая началась в Греции, затем на Кипре, прокатится по всей Европе. На очереди Испания, Италия и Словения.
Киприотское разочарование в ЕС выразил на днях архиепископ Кипрской православной церкви
Хризостом II: “Я уверен в том, что Европейский союз не просуществует долго. Сейчас экономики Испании, Португалии, Италии находится в опасности. И если экономика Италии будет разрушена так же, как это случилось с нами, Евросоюз просто-напросто не устоит. Поэтому я считаю, что нам лучше выйти из него до того, как это произойдет”.
При этом православный священник высказал мнение о том, что “Германия подчиняет себе Европу и стремится занять доминирующую роль как в политике, так и в экономике”. “Даже падение курса евро сейчас им на руку, ведь сбыт их продукции как внутри, так и вне Евросоюза растет. И они будут продолжать эту политику, поскольку это в их интересах”, - добавил Хризостом II.
Впрочем, что бы ни говорили отдельные авторитетные персоны на Кипре о ЕС, на деле только Европейский союз и способен вытащить их из ямы экономического кризиса. Так что единая Европа еще держится. |