|
Ботагоз Сейдахметова
Десять лет назад, 20 марта 2003 года, США вторглись в Ирак. Формальной причиной стало подозрение американцев, что Саддам Хусейн тайно создает оружие массового уничтожения (ОМУ). Уверенность в своей правоте, а может, бесконечное желание республиканцев во главе с тогдашним президентом Джорджем Бушем-младшим начать войну против одного из ключевых нефтяных государств Персидского залива не были остановлены даже Советом Безопасности ООН, а также главными противниками этой войны и членами СБ ООН - Францией и Россией. Война началась, Саддам Хусейн был позорно казнен, Ирак понес колоссальные материальные потери - американцы тривиально разгромили и разграбили все ценности древнего Вавилона, в том числе музеи и библиотеки.
Человеческие потери за годы военной оккупации Ирака составили не менее 170 тысяч иракцев и почти пять тысяч американских солдат и офицеров.
ОМУ обнаружено за эти годы не было, но и демократия на западный лад почему-то так и не прижилась в Междуречье
В Багдаде всегда
было неспокойно
Ирак все века своего существования жил неспокойно. Кровожадные соседи то с севера, то с востока, то с юга, а то с запада пытались его завоевать. Благо, была причина - страна находится на самом перекрестке мировых интересов, имеет выход в Персидский залив, богата не только шелками, но и природными ископаемыми в виде пресловутых газа и нефти.
Историки описывают события, к примеру, 1258 года, когда войска Чингисхана взяли, а потом сожгли Багдад, убив около 800 тысяч человек (в том числе последнего халифа из династии Аббасидов), и уничтожили ирригационную систему. После монгольских нашествий Ираку потребовалось на восстановление почти семь веков.
Кроме того, Ирак постоянно раздирали религиозные войны, которые и сегодня остаются актуальными, такие как распри между суннитами и шиитами. Американское вторжение десять лет назад вскрыло и обострило еще одну проблему этой ближневосточной страны - этнические войны между арабами и курдами. Вообще, на мой взгляд, курды - единственные иракцы, которым американская оккупация пришлась ко двору и дала надежду на воссоединение всех курдских территорий - начиная с Ирака и заканчивая Ираном и Турцией.
И, кстати, именно на территории иракского Курдистана и находятся главные нефтяные месторождения. Так что американцам очень выгоден курдский сепаратизм.
Между тем первому королю Ирака Фейсалу Первому (1921-1933 годы) приписывают фразу: “Иракского народа не существует”. На протяжении последних столетий власть в Ираке принадлежала мусульманам-суннитам, они составляли подавляющее большинство элиты - офицеры и чиновники. При этом Османская империя назначала единоверцев-суннитов управлять месопотамскими провинциями.
Потом, когда власть в Ираке получила Британская империя, англичане продолжили эту традицию. Впоследствии к власти пришел суннит Саддам Хусейн, который опирался на суннитское меньшинство и действовал в его интересах.
Именно при Саддаме курдское меньшинство особенно пострадало, курдов изгоняли с территорий, богатых нефтью, а на их место переселяли суннитов.
После свержения Саддама Хусейна в 2003 году представители других религиозных групп получили возможность войти во власть. Это был первый признак демократии, которую американцы пришли насаждать в древний Вавилон.
В январе 2005 года в Ираке прошли первые общенациональные выборы. Причем большинство суннитов отказались участвовать в этих выборах, так что большинство мест в парламенте заняли шииты и курды.
Надо отметить, что в Ираке всегда были сильны племенные и клановые связи, которые определяют многие сферы жизни общества. Это Восток, как ни крути. И согласно неписаным законам, восточная политика всегда, во все времена отличалась особой жесткостью. Дворцовые перевороты, политические убийства, расправы над этническим и религиозным меньшинством - таковы кровавые страницы ближневосточной, иракской истории.
К тому же в этом регионе мира у власти всегда находились автократы: короли, императоры, султаны и диктаторы, так что попытка США насильственно изменить традиционное течение политической жизни Ирака была обречена с самого начала.
Впрочем, внешняя политическая картина Ирака после Саддама выглядела вполне себе демократично. В стране появились сотни политических партий, СМИ получили свое широкое развитие, даже коммерческие телеканалы появились. Начали бурно развиваться интернет и телефонная связь.
Надо напомнить, что помимо американских войск в иракской операции участвовали военные контингенты Великобритании (более 7 тысяч человек), Южной Кореи (около 3 тысяч), Италии (около 2 тысяч), Грузии, Польши и Австралии (по 900 человек), Румынии (890) и Дании (470). В составе польского контингента, кстати, был и наш, казахстанский, саперный отряд.
За десять лет войны в Ираке фактически одновременно проходили четыре гражданские войны. Первая - война между шиитами и суннитами в Багдаде и центральной части страны. Вторая война - это конфликт между шиитскими фракциями на юге Ирака. Третья - это партизанская война, которую вели сунниты на западе страны. Четвертая - война между арабами и курдами на севере.
|
Саддаму Хусейну набросили петлю на шею. Весна, 2003 год |
В сухом остатке
В самом начале американского вторжения в Ирак мне повезло пообщаться с иракскими журналистами, для которых, к слову, открылся большой мир в виде США и Европы. С одним я общалась в США, с другими - во время поездки в Лондон. Это были 2003 и 2004 годы, и впечатления моих коллег были весьма свежими.
Один из них признался, что во времена Саддама Хусейна многие его родственники на самом деле сидели в тюремных застенках. Но при этом он добавил, что жизнь все же была стабильной, не было терактов. А сегодня половина его близких товарищей погибли во время бомбежек и терактов, а это представители иракской интеллигенции. Особенно переживали мои иракские коллеги за то, что американцы разрушили все исторические памятники страны и, по сути, повергли Ирак в темное мракобесие.
Многие иракцы были вынуждены покинуть Родину.
Вот данные первых лет оккупации Ирака:
- около 2 миллионов иракцев стали перемещенными лицами, то есть стали беженцами в своей собственной стране;
- многие пытались перебраться в другие государства.
Напомню, что население страны на тот момент составляло около 28 миллионов человек. Что касается беженцев в соседние с Ираком государства, то ежемесячно около двух тысяч иракцев пытались перебраться в тогда еще мирную Сирию, и тысяча хотела осесть в Иордании. В первые три года войны более 8 тысяч иракцев попросили убежища в странах Европы.
Кроме того, Ирак покинули от 200 до 300 тысяч христиан, которых постоянно атакуют исламисты.
Ирак покинули более 40 процентов высококлассных специалистов. Это в основном ученые, которые собирались получить работу за рубежом.
Интересная статистика, касающаяся “стабилизирующего фактора” нахождения иностранных войск в Ираке, была сделана в 2006 году. Опрос от World Public Opinion показал, что меньшинство иракцев (21 процент) считают иностранные войска стабилизирующим фактором (среди суннитов такой точки зрения придерживаются 2 процента, среди шиитов - 17 процентов, среди курдов - 56 процентов). Остальные уверены, что иностранцы лишь провоцируют ухудшение ситуации.
При этом большинство иракцев одобряли атаки на иностранные войска: 92 процента суннитов, 62 процента шиитов и 15 процентов курдов, 28 процентов - на иракские силовые структуры, а 3 процента - на мирное население Ирака.
Интересно то, что практически все иракцы были уверены, что вывод американских войск уменьшит уровень межэтнического насилия в стране. Впрочем, по мнению других, это сделает жизнь простых иракцев менее безопасной.
Что касается уровня безработицы, временами он доходит до 40 процентов, а шестая часть граждан страны живет ниже уровня бедности.
Комплекс вины
Американская интеллигенция, на мой взгляд, заработала новый (после вьетнамской войны полувековой давности) комплекс вины за иракскую операцию Белого дома. За то, что Америка создала бесконечную войну в Ираке, уничтожила все основы суннитского государства и, наконец, уничтожила национальное единство страны, расколов Ирак на три части - проамериканский Курдистан на севере, проиранских шиитов на юге и анархических суннитов в центре страны.
Если войну развязал республиканец Буш и остался в памяти американских матерей и вдов как кровавый президент, то лавры миротворца достались нынешнему президенту США Бараку Обаме.
В декабре 2011 года все информационные агентства рапортовали миру, что “последние части Вооруженных сил США покинули Ирак утром в воскресенье, 18 декабря 2011 года”.
Переговоры с иракскими властями о продлении миссии НАТО не увенчались успехом.
Тогда же, в 2011 году, были подведены итоги войны: погибли по меньшей мере 126 тысяч мирных иракцев, 20 тысяч иракских военных, 19 тысяч боевиков и около 4,5 тысячи американских солдат, 32 тысячи американцев получили ранения.
“Пентагон потратил на военную операцию в Ираке около 770 миллиардов долларов. Кроме того, на конец 2010 года США потратили почти 32 миллиарда долларов на медицинское обслуживание ветеранов и пособия инвалидам войны”, - сообщали все мировые ленты.
Война закончилась? |