|
Ботагоз Сейдахметова
Сегодня в Алматы начинается очередной раунд переговоров международной “шестерки” и Ирана по ядерной программе Ирана. В прошлом году представители “шестерки” и Тегерана провели три раунда переговоров в трех городах мира - в Стамбуле, Багдаде и Москве. К сожалению, ни одна встреча не закончилась какими-то конкретными результатами. Так что сомнения Запада в мирной природе ядерной программы Тегерана все еще остаются актуальными.
Сегодняшние переговоры проходят фактически на нейтральной территории, и этот фактор, скорее, положительный. Во всяком случае, для казахстанской стороны важно, чтобы ситуация вокруг ядерных амбиций Ирана наконец сдвинулась с мертвой точки
История вопроса
Между тем сама история вопроса интересна тем, что в свое время ядерные технологии пришли в Иран с Запада. Так, в 1967 году США передали шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт. Позже специалисты из Германии и Франции оказывали технологическую помощь в строительстве атомных реакторов. В 1968 году страна подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который ратифицировала в 1970 году.
Помощь Ирану со стороны опытных ядерных государств продолжалась довольно долгое время, вплоть до Исламской революции в Иране.
Так, в 1974 году была создана “Организация по атомной энергии Ирана” (AEOI), которая разработала план строительства 23 ядерных энергоблоков при поддержке США и западноевропейских государств. Тогда же прозвучало заявление шаха о том, что “Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, раньше, чем некоторые полагают”.
По сути, это заявление стало первым кирпичиком в стену непонимания между Западом и Ираном.
Но тогда, видимо, этому не придали особого значения, потому как США, Франция и Германия продолжали помогать атомной энергетике Ирана - то реактор подарят, то специалистами обеспечат. Например, в строительстве двух блоков в Бушере помогали западные немцы.
Но в 1979 году в Иране началась новая история - свергли шаха, а новые власти почему-то отказались от программы строительства АЭС. Революция вынудила покинуть страну не только иностранных специалистов, но и иранских ядерщиков.
Но очень скоро власти опомнились и вновь возобновили реализацию ядерной программы. Иранские физики-ядерщики стали выезжать на стажировку в Швейцарию, ФРГ и Нидерланды и сегодня считаются очень сильными учеными в области ядерной физики.
Ось зла
Итак, по сути, Запад сам подложил себе свинью и теперь пытается успокоить взращенного им же дракона.
В свое время, а именно в 2002 году, тогдашний президент США Джордж Буш-младший даже завел специальный черный список стран, которые мешают безопасности американского народа, и обозвал его - “осью зла”. Туда входили страны, которые, по его мнению, спонсировали мировой терроризм, а также занимались разработкой оружия массового уничтожения, или ОМУ. В “ось” вошли тогда Ирак, Иран и Северная Корея. Позднее этот список пополнили Куба, Сирия, Ливия, и даже... наша родная Беларусь.
Судьба Ирака сегодня известна всем - американцы атаковали эту страну десять лет назад. ОМУ найдено не было, более того, никто так и не предъявил официальных доказательств того, что иракские ученые вообще занимались такого рода военными разработками. Но лидер страны Саддам Хусейн казнен на радость курдам и прочей угнетенной части иракского народа, а террористические атаки внутри страны стали обыденной картинкой каждого дня. Обещанная демократия по западному образцу в Ираке приобрела странные формы, если не сказать, чудовищные. Марионеточные президенты так и не обеспечили стабильность и экономическое процветание богатому на нефть и газ Ираку. Иракский Курдистан, где и сосредоточены все природные богатства страны, фактически превратился в мятежную территорию Ирака. Так что все, чего добились американцы, - раскололи страну и ввергли ее экономику в хаос.
Для нашего региона иракская война стала эдаким безвизовым мостом за океан - на территории Узбекистана, Киргизии и Таджикистана появились и до сих пор функционируют американские военные базы.
Северная Корея, на мой взгляд, очень ловко использовала свой статус врага и начала активно шантажировать США. Мол, хотите мира - платите, а лучше дайте нам экономические преференции, иначе как начнем ядерную программу развивать, да с военными целями, как начнем проводить ядерные испытания. Так и живут по сей день - пугают соседей по региону новыми ракетными испытаниями да награждают своих генералов. Вот хитрые корейцы.
Что же касается Ирана, то тут ситуация абсолютно другая, совсем не похожая на Ирак, тем паче - на Северную Корею. Хотя, на первый взгляд, общие моменты с Ираком все же есть: это ближневосточное мусульманское государство, которое в течение долгого времени проверяют инспекторы МАГАТЭ на предмет наличия оружия массового уничтожения, а СБ ООН принимает различные резолюции по стране, а Запад периодически мучает страну экономическими санкциями.
Но вот в отличие от Ирака, который начали бомбить вопреки резолюции СБ ООН, угрозы в отношении Ирана все еще остаются лишь угрозами.
Видимо, этому способствует политический вес современного Ирана.
Но сами разговоры о возможной атаке на Иран велись практически параллельно развитию военной ситуации в Ираке.
Года четыре назад в мировой прессе совершенно серьезно говорили о том, что существует довольно высокая вероятность того, что США проведут военную операцию, чтобы остановить ядерную программу Ирана и с целью предотвратить появление иранской атомной бомбы.
Впрочем, даже американские аналитики считали, что военная операция против Ирана была бы глупостью. Во-первых, по той тривиальной причине, что такая атака была бы воспринята как атака на ислам. Во-вторых, война с Ираном еще больше может подорвать имидж США, который уже пострадал из-за военной операции против Ирака. И, наконец, у США нет достаточных финансовых и военных средств для войны с Ираном. Ведь подобная война не только может затянуться на многие годы, но также будет иметь тяжелые последствия, такие как радиоактивное заражение всего Ближневосточного региона, а также серьезный экономический кризис.
На этом фоне союзники США не поддерживают военную операцию против Ирана, потому как понимают, что с Ираном возможны только дипломатические методы борьбы.
Вместе с тем, слухи о военной операции, скорее, играют на руку иранским радикалам, включая самого иранского президента Махмуда Ахмадинежада, который на этом фоне зарабатывает политические очки и делает громкие заявления, чтобы спровоцировать США.
История
противостояния
В 1995 году Америка ввела торгово-экономические санкции против Ирана, а Россия заморозила поставки военного оружия в страну. В 2001 году Москва возобновила поставки военной техники и приняла участие в строительстве атомной электростанции в иранском Бушере.
В конце 2003 года главы МИДов Франции, Германии и Великобритании убеждают Иран впустить инспекторов МАГАТЭ для проверки любого иранского объекта.
Первая инспекция летом 2004 года показала, что никаких работ, указывающих на создание ядерного оружия, на ядерных объектах Ирана, не ведется.
Со своей стороны Тегеран заявил, что все работы ведутся только в мирных целях.
Но все же осенью того же года США вместе с Великобританией, Францией и Германией требуют от Ирана рассекретить все его ядерные программы. Мол, Иран вот уже 12 лет проводит тайные работы по производству ядерного оружия.
Ситуацию еще больше накаляют публикации американских ученых о спутниковых фотоснимках, на которых якобы запечатлен секретный иранский полигон для разработки ядерного оружия в 30 километрых к юго-востоку от Тегерана, в местечке Парчин.
Это послужило поводом в администрации США для заявления о возможном нанесении превентивных ударов по иранской территории.
Европейские ученые уверены, что разработки на ядерных объектах Ирана направлены на производство атомных бомб. На что президент Ирана Мохаммад Хатами заявляет, что Тегеран не стремится создавать ядерное оружие, “так как это будет противоречить нашей религии и культуре”.
В 2005 году к власти в Иране приходит новый президент - Махмуд Ахамадинежад, и переговорный процесс между Западом и Ираном становится еще более жестким. Буквально через пару месяцев после его прихода к власти министры иностранных дел Великобритании, ФРГ и Франции предъявили Ирану ноту, в которой указывалось, что возобновление работ по переработке урана будет означать конец переговоров по иранской ядерной программе. В ответ Тегеран снимает пломбы с ядерного центра в Исфахане и возобновляет работы по конверсии урана.
Ситуация накаляется и переходит в стадию взаимного шантажа и противостояния.
С одной стороны, Запад, который уверен, что Иран занимается разработкой ядерного оружия и грозит миру во всем мире. С другой - Иран, который заявляет о мирном характере ядерных исследований и защищает свое право на развитие ядерной программы.
В этот момент у Тегерана появляется своего рода союзник. Осенью 2005 года Москва предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия.
Пока это предложение Иран игнорирует.
Дальнейшая история вокруг ядерных амбиций Тегерана полна драматизма - Запад периодически объявляет экономические санкции против Ирана, на что Иран реагирует еще большими угрозами в адрес Запада, в частности, США.
Особое положение во всей этой истории занимает Израиль, ведь президент Ирана недвусмысленно говорил о том, что главный враг Ирана - это еврейское государство.
Позднее в процесс переговоров с Ираном вмешались также Япония, Куба, Аргентина.
И вот сегодня и Казахстан пытается внести свою лепту в историю переговоров по ядерной программе Ирана. Хочется думать, что историческую. |