|
Юлиана Жихорь
В Казахстане в очередной раз задумались над совершенствованием бюджетного процесса. Приоритеты новой реформации все те же - стабилизировать доходы и снизить зависимость бюджета от мировых цен на сырье. Но самое главное - это научиться, наконец, просчитывать расходы с целевыми индикаторами
В свое время, когда Казахстан переходил на трехлетнее бюджетное планирование, много говорили о том, что теперь-то планировщики бюджетные будут видеть цели аж на три года вперед и соответственно рассчитывать под них (цели) бюджетные средства. Но как-то сразу эта идея дала сбой: инфляция, кризис, нестабильность цен, как следствие - вынужденность постоянно пересматривать расходную часть в сторону ее увеличения.
Но самое интересное, что те самые целевые индикаторы, которые закладывают под трехлетние бюджеты, корректируют попутно с самими бюджетами: нет возможности достичь понимания - в корзину его до лучших времен или скорректировать под “первоочередные задачи”.
“Все время задается вопрос относительно того, что наш трехлетний бюджет по сути - это бюджет одного года с некими условными цифрами на второй-третий год, - рассуждал на днях в мажилисе за круглым столом по совершенствованию бюджетной политики глава Минфина
Болат Жамишев. - Но с каждым годом значимость второго-третьего года в бюджетном планировании приобретает все больший вес”.
По словам Жамишева, поправки, которые планирует внести в законодательство правительство, значительно увеличат значимость второго-третьего годов, что повысит эффективность управления бюджетными средствами. “Это означает, что в процессе исполнения бюджета развития необходимо иметь определенную гибкость, возможность переноса тех расходов по объектам, которые отстают в этом году, на следующий год, а на тех объектах, которые идут с опережением, - перенести расходы со следующего года на текущий год... То есть не будет той гонки в конце года, которая есть сейчас, чтобы закрыть формы по объектам, которые практически еще не завершены”, - заявил министр. Добавив, что кроме всего прочего самоликвидируется и проблема неосвоения бюджета. Мол, в текущий год с прошлого уже перенесли 12,2 миллиарда тенге, но юридически они все равно подпадают под графу “неосвоенные в 2012 году”.
Что же касается злополучного бюджетного планирования, ориентированного на результат, то, как заявил Жамишев, “бюджет, ориентированный на результат, - это то, что реализовано в очень малом количестве стран”.
Впрочем, сегодня ситуация настольно назрела, что ждать, когда “все само отладится”, уже просто невозможно. Регионы ежегодно обивают пороги Астаны с требованием выделить им побольше денег на те или иные проекты, на субсидии и тому подобные целевые трансферты из РБ. “Большая бюджетная заявка - это просто от нежелания выделить главное. Проще вывалить все, и на бюджетную комиссию, чем вычленить главное, и это главное предложить при планировании бюджета”, - считает Жамишев.
Интересное предложение высказал мажилисмен Омархан Оксикбаев: “Настало время ввести ответственность, вплоть до уголовной, за неправильное составление бюджетной заявки”. Может, и правда настало?
Как подсчитал Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, сегодня более половины доходов местных бюджетов составляют трансферты, выделяемые из РБ, а по некоторым регионам доля таких транфертов превышает даже 80 процентов. “Сами задумайтесь - в этом случае заинтересованы ли акимы искать внутренние резервы пополнения своей доходной части бюджета?” - вопрошал мажилисменов член Счетного комитета Алтай Зейнельгабдин. Ответ, кажется, очевиден.
Интересно вот еще что. Согласно Исследованию открытости бюджета, проведенному экспертами Международного бюджетного партнерства (МБП), казахстанские власти, формируя бюджет (речь идет о республиканском бюджете), похоже, мало обращают внимания на интересы и мнение простых граждан. Впрочем, участие общественности в процессах формирования бюджета - головная боль практически всех стран СНГ (и не только). Хотя, как считает директор центра исследований “Сандж” (они являются партнерами МБП) Жанар Джандосова, пора бы спрашивать граждан, в каком месте необходимо строить школу или до какого аула желательно протянуть водопровод. Чтобы не случалось казусов, когда школа находится в 12 километрах от населенного пункта, а водопровод протягивают по пустынному пространству.
К слову, в этом исследовании Казахстан набрал 48 баллов из 100 возможных, улучшив свой показатель с 2010 года на 10 пунктов. Самым открытым считается бюджет Новой Зеландии, где граждане имеют доступ к информации уже на уровне планирования бюджета, промежуточным отчетам (полугодовым) о его исполнении (в Казахстане таких отчетов вообще не составляют) и документам по уточнению бюджетов.
Самыми закрытыми от общества считаются бюджеты Экваториальной Гвинеи, Мьянмы и Катара, в которых населению вообще никакой информации, связанной с государственными финансами, не озвучивают.
Астана |