|
Ботагоз Сейдахметова
Сирийский лидер Башар Асад - единственный лидер Ближнего Востока, который так долго и довольно успешно противостоит действиям внутренней оппозиции в лице Сирийской свободной армии. В первую годовщину “арабской весны” казалось, что Асаду уготована судьба его ближневосточных коллег - Каддафи и Мубарака. Но после заявления МИДа Сирии 14 января, в котором говорится, что Башар Асад примет участие в президентских выборах в будущем 2014 году, стало ясно, что Асада голыми руками не возьмешь. Во всяком случае, ближайшие союзники Сирии - Россия и Иран - выступают за то, чтобы Башар Асад оставался у власти
Благо, для Асада и для его Сирии наступил момент, когда оппозиция уже не устраивает даже тех, кто был вчера на ее стороне - США, Европейский союз и Турцию.
Так, наблюдатели отмечают, что оппозиция теряет свои позиции внутри страны, и этот факт вынуждены признать даже сами представители Свободной сирийской армии. Причина разочарования - иностранные легионеры, состоящие в ССА, занимаются в Сирии грабежом и террором местного населения, даже изнасилованиями и зачистками территорий. Фашисты, одним словом. Так что образ Башара Асада на этом фоне выглядит весьма выигрышно.
По этой же причине, а также по ряду отдельных причин стороны, которые поддерживали оппозицию, сегодня тоже теряют интерес к ССА.
К примеру, Турция, в приграничных регионах которой давно осели сирийские оппозиционеры, сегодня меняет свою позицию. Во-первых, турецкое общество возмущено действиями скопившихся в лагерях сирийских беженцев вооруженных боевиков. Оказалось, что “пламенные борцы” с режимом Асада на деле являются тривиальными бандитами, которые занимаются рэкетом в отношении местного населения, особенно сельских жителей. А премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сегодня высказывается в том ключе, что Турция не собирается впрямую вмешиваться в сирийские дела и останется в рамках международных соглашений.
Напомню, что в турецко-сирийских отношениях не последнее место занимает так называемый “курдский вопрос”. Курды проживают и в Сирии, и в Турции, и особенно в Турции ведут давнюю и ожесточенную борьбу за независимость в попытках создать собственное государство.
Башар Асад пообещал курдам Сирии предоставить автономию, так что две ведущие курдские политические партии - Курдский национальный совет и Объединенная демократическая партия, конечно, на стороне Башара Асада.
Эта ситуация возбудила курдов Турции, и в последнее время турецкие курды провели ряд силовых акций против турецких чиновников. Так что Анкара будет вынуждена отказаться от поддержки сирийской оппозиции, потому как собственная безопасность и территориальная целостность в этом случае намного важнее.
Любовь к сирийской оппозиции иссякает также со стороны США и Европы. А ведь именно они первыми признали легитимность сирийской оппозиции. Так, группировку в сирийской оппозиции “Джабат аль-Нусра” в середине декабря Соединенные Штаты объявили террористической организацией. Американское правительство выразило свою обеспокоенность вооружением сирийских экстремистов. Между тем вооружением сирийской оппозиции заняты Саудовская Аравия и прочие малые монархии региона, которые преследуют собственные интересы на Ближнем Востоке.
Впрочем, оппозиция Сирии все еще планирует сформировать переходное правительство и опирается в этом деле на Запад и Турцию. На время эти планы отложены, но уже известно, что оппозиционной сирийской коалиции удалось создать комитет из пяти человек. Члены комитета проведут консультации с оппозиционными лидерами, Свободной сирийской армией, а также с союзниками из Персидского залива, которые уже признали Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил единственным законным представителем сирийского народа.
Члены оппозиционного комитета уже объявили, что проведут встречу со своими союзниками в Париже 28 января. Чем завершатся переговоры в свете последних разочарований - неизвестно. Ясно одно - каждая сторона будет думать прежде всего о собственных выгодах и интересах. Выгодно ли Западу, Саудовской Аравии, Катару и Бахрейну поддерживать и дальше сирийскую оппозицию? С учетом того факта, что в странах Персидского залива есть собственные недовольные в лице шиитских сторонников демократизации региона, им, как Турции, рано или поздно придется задуматься о собственной безопасности. И тогда Сирийская свободная армия, которая состоит в основном из религиозных экстремистов разных мастей, на самом деле останется в одиночестве. Так что пока у оппозиций стран Персидского союза есть собственные проблемы, у Асада сохраняется шанс вернуть в страну стабильность и порядок.
Что касается интересов России, для нее важна судьба единственной российской (когда-то советской) военно-морской базы за рубежом - в сирийском портовом городе Тартус.
Второй союзник Сирии Башара - Иран - кроме геополитических, стратегических и серьезных экономических интересов, в свете своей международной изолированности, тривиально имеет в лице Сирии лучшего друга. |