|
Ботагоз Сейдахметова
Украина неполных десять лет балансирует между Европейским союзом и прочими западными структурами и интеграцией в восточном направлении. В частности, Россия активно пытается вовлечь Украину в Таможенный союз с Казахстаном и Беларусью. Опустим щепетильный момент, что в Казахстане до сих пор многие недовольны первыми результатами этой экономической интеграции, и сосредоточимся на феномене украинской привлекательности для соседей и ее личных попытках найти в этом положении плюсы для себя
Популярное в Украине интернет-издание “Украинская правда” пишет, что почти половина украинцев хотят в ЕС, чуть меньше - в Таможенный союз. Согласно опросам, которые проведены украинским фондом “Демократические инициативы” и Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, первые составляют 48,4 процента. При этом 40,3 процента граждан Украины выступают за вступление в Таможенный союз в рамках Единого экономического пространства Казахстана, России и Беларуси.
На мой взгляд, результаты этого соцопроса наглядно показывают, что в Украине вопрос интеграции несет скорее политическую, а не экономическую окраску. А все потому, что страна, по сути, не может однозначно относить себя ни к чисто западной, ни к восточной культуре. Страна поделена на две половинки - прозападную и прорусскую. Впрочем, на этот счет я не раз слышала возражения моих украинских коллег, которые утверждают до сих пор, что никакого разделения страны на проевропейский Запад и пророссийский Восток никогда не было. Мол, смотрите на результаты последних выборов в Верховную Раду - за прозападные партии больше голосов отдали в восточных областях страны.
Может, так оно и есть. А кроме того, нужно уточнить, что в Украине еще живо поколение, ностальгирующее по Советскому Союзу.
Но для меня новейшая история независимой Украины началась с 2004 года, когда на киевский Майдан вышли люди с оранжевыми знаменами. Насколько я помню, тогда Виктор Ющенко уверенно отобрал голоса у своего соперника Виктора Януковича именно потому, что говорил о том, что при нем страна будет держать курс на интеграцию в западные структуры. А точнее - Украина будет делать все, чтобы войти в Европейский союз, в НАТО. Так что после победы Ющенко даже Европа поверила в западные стремления Украины - европейские политологи совершенно серьезно взвешивали шансы Украины и сравнивали их с шансами другой молодой демократии - Грузии. Мол, Украине “да” в Европейском союзе, а Грузии - “да” в НАТО с учетом ее геостратегического положения в Каспийском регионе и на подступах к России. Такая серьезная дискуссия вокруг кандидатуры Украины в ЕС на какое-то время обеспечила некую лояльность по отношению к Киеву.
Одновременно
Виктор Янукович стал восприниматься как потенциально удобный для Кремля политик.
Между тем стоит отметить, что в этой “любовной” битве за Украину между Европой и Россией красной нитью проходила и до сих пор проходит газовая труба. Обострение отношений между Москвой и Киевом в 2005 и 2006 годах привело к тому, что транзит российского природного газа через территорию Украины стал производиться со значительными перебоями. В холодные зимы 2008 и 2009 годов европейские потребители на собственной шкуре ощутили недостаток тепла в домах - российский газ к ним попросту не доходил. Так, с 1 января 2009 года прекратилась подача российского газа для Украины, в результате этого с 5 января 2009 года уменьшилась подача для европейских потребителей. Подача газа возобновилась только после 20 января после переговоров с Москвой. Понятно, что этот экономический конфликт в своей основе носит политический характер.
А потому пострадала в этом споре “демократии” и “тоталитаризма” мечущаяся между ними Украина. В частности, в результате газового конфликта середины нулевых цены на российский газ для Украины были резко повышены, российский Газпром окончательно монополизировал поставки природного газа на территорию Украины. Кроме того, Украина была лишена также поставок туркменского газа. Самый большой позор для Украины, на мой взгляд, в этой истории - это то, что ей пришлось дать односторонние гарантии для покупки определенных объемов российского газа.
Приход к власти, казалось бы, пророссийского политика Виктора Януковича в феврале 2010 года, по сути, не изменил общей политической ситуации. В своей предвыборной кампании Янукович обещал, что Украина не собирается вступать ни в какой военный блок. Но что касается Европейского союза, он неожиданно стал высказываться противоречиво - то он говорил, что Украина не собирается менять свой курс на Европу, то вдруг заявлял, что думает о вступлении Украины в Таможенный союз.
На самом деле, Москва не раз делала предложения Киеву о вступлении в ТС, мол, в ответ мы вам снизим цены на газ, а может, и вовсе какие-то долги простим. Эта тактика уже удачно использовалась Москвой в ее отношениях с Минском. И те ломались недолго. Опять же, российские дипломаты часто используют тот аргумент, что славянским народам судьбой предрешено быть вместе, а не врозь.
Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер в своей статье в Financial Times пишет, что “Янукович кокетничает, намекая на вступление в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, чтобы вынудить Запад игнорировать упадок демократии на Украине”. Мол, раньше украинский президент исключал вступление в Таможенный союз именно по причине того, что это уничтожило бы всякие перспективы для Украины достичь соглашения о свободной торговле с ЕС. По словам американского дипломата, украинский президент и другие члены элиты преувеличивают значимость Украины, “считая, что страна занимает столь важное место в геополитическом перетягивании каната между Западом и Россией, что первый примет Украину такой, какая она есть”.
Дипломат уверен, что в ТС Украина все же не собирается входить. “Во-первых, нет оснований предполагать, что Барак Обама или европейские лидеры мыслят понятиями холодной войны, - уверен Стивен Пайфер. - Во-вторых, Запад понимает, что для Киева вступление в Таможенный союз связано с риском для украинского суверенитета”. По мнению американского дипломата, Европейский союз и США должны ясно дать понять Президенту Украины Виктору Януковичу - либо надо жить согласно демократическим стандартам, либо попасть в еще большую изоляцию.
Так что пока единственным плюсом в положении между Западом и Востоком для Украины является этот интерес к ней, с одной стороны, России и Таможенного союза, а с другой - иллюзия Запада завлечь ее в демократические сети. То бишь есть пространство для маневра и повод торговаться в свою пользу. |