|
Ботагоз Сейдахметова
С вопросами, как все же чувствует себя Хосни Мубарак и каково будущее Египта при “Братьях-мусульманах”, я обратилась к российскому арабисту Герману Крылову
- Герман, поздравляю Вас с Рождеством Христовым! У нас в Казахстане это официальный праздник. А как Ваши коллеги, московские арабы, относятся к празднованию Нового года и Рождества? Елку ставят?
- Наши арабы даже к Новому году относятся не так трепетно, как все наше постсоветское население. Все-таки большевикам удалось внедрить нам в подкорку этот, по сути, атеистический праздник - застолье-то новогоднее приходится на последнюю неделю Рождественского поста. Собственно, и елка ведь до Октябрьской революции была рождественской, а не новогодней.
А что касается Рождества Христова, то этот праздник произвел неожиданный эффект на российских мусульман. Они и без того находятся под сильным влиянием Русской православной церкви в том, что касается одежды духовенства - шьют себе разные “сказочные” мантии с полумесяцами и звездами, которые очень бутафорски смотрятся во время встреч с арабскими имамами. А тут еще начали пышно отмечать день рождения Мухаммеда, а наши официальные лица тут же начали поздравлять наших имамов с “Рождеством Мухаммедовым” (впечатления еще свежи - в этом году оно отмечалось где-то в декабре). Арабов, живущих в России, этот факт поражает. У них Аль-Мавлид ан-Набавий и праздником-то особо не считается.
- На прошлой неделе я прочитала информацию о том, что Мубарак умер, но подтверждения не нашла на прочих информационных лентах. Неужели сами египтяне могут проигнорировать смерть бывшего президента, ведь он так или иначе останется частью истории страны и сделал много хорошего за время своего правления? Герман, как Вы считаете, как скоро в Египте установится стабильность, которая позволит развивать экономику и решать главные проблемы страны, такие как бедность и безработица?
- Насчет Мубарака - по моим сведениям, он пока находится в военном госпитале в Маади на юге Каира. Перевели его туда решением Генпрокурора из находящейся поблизости тюрьмы Турра, где он отбывает пожизненное, после резкого ухудшения здоровья в декабре. Лично я все больше проникаюсь уважением к Мубараку. То, что он не пытался никуда бежать, думаю, говорит о том, что он пребывает в мире с самим собой и с собственной совестью, а это очень важно, особенно в таком почтенном возрасте, когда человек уже готовится перейти в мир иной.
Думаю, скорого установления стабильности в Египте ожидать не приходится. Более того, уверен, что самое худшее еще впереди. Уже наметились первые признаки конфронтации “Братьев-мусульман” с силовиками. В отставку отправлен глава МВД Ахмед Гамаль ад-Дин, и, по слухам, причиной отставки стали его принципиальные разногласия с исламистами во власти. В частности, слухи говорят, что министр отказался применить силу для разгона манифестантов на Тахрире и перед президентским дворцом “Аль-Иттихадия”, протестовавших против политики нового президента, арестовал сторонников салафита Хазема Абу-Исмаила, напавших на штаб-квартиру партии “Вафд” в Гизе в декабре, и собирался провести в отношении их объективное расследование. Говорят, что он также принципиально выступал против вооружения активистов “Братьев-мусульман” и салафитских группировок и превращения их в некое ополчение, лояльное новому исламистскому руководству. В вину бывшему министру новым руководством якобы ставится и арест телохранителя одного из лидеров “Братьев-мусульман” Хейрата аш-Шатыра за незаконное владение оружием. Все это слухи. Между тем светская оппозиция, еще несколько месяцев назад критиковавшая министра за “старорежимные” методы работы, теперь воспевает его как своего героя, а группа офицеров МВД заявила о намерении провести демонстрацию в поддержку Гамаль ад-Дина и против возможных репрессий в отношении него.
- Я недавно брала интервью у одного немецкого аналитика, который уверен, что президент Египта Мурси имеет большой авторитет и поддержку в арабском мире, и его панарабские амбиции имеют шанс стать реальностью. Что Вы думаете по поводу Мурси и о его потенциале лидера страны?
- В арабском мире к Мурси относятся с некоторой осторожностью - все-таки у “Братьев-мусульман” довольно специфическая репутация. Конечно, массы по-детски воспринимают этот “лейбл” и думают, что “братья”, да еще и “мусульмане” - это уже само по себе хорошо. А вот те, кто “поумнее”, не могут не замечать, что эта организация, имеющая действительно межарабский характер, не раскрывает источников финансирования, что в ней царит строгая уровневая иерархия, кое-кому напоминающая даже структуру масонских лож. С этим связан вопрос о том, насколько самостоятелен Мурси как глава государства и вообще подотчетен ли он кому-либо (например, народу, избравшему его), кроме руководства “Братьев-мусульман”, выдвинувшего его в одночасье из политической неизвестности на вершину государственной пирамиды. Изучением внутренней структуры “Братьев-мусульман”, несомненно, интересовались спецслужбы, как арабские, так и западные, ведь нельзя забывать, что эта группировка, по крайней мере, в прошлом, не отвергала метода политических убийств и даже довольно эффективно его использовала, что не может не вызывать опасений арабских соседей Египта.
- Лично меня и прочих представителей среднего класса Казахстана пугает перспектива, что ситуация на Ближнем Востоке очень быстро меняет ситуацию и в Центральной Азии, и в наших республиках могут прийти к власти тоже исламисты.
Чем для современного Египта, на Ваш взгляд, обернется власть “Братьев-мусульман”?
- Увы, исламистов ждет большое будущее. Эта идеология, в отличие от падающих “по весне” светских режимов, способна надежно “законсервировать” общественно-экономическое развитие густонаселенных стран арабского мира, а значит, в ближайшие годы они окончательно маргинализируются и не будут претендовать на увеличение собственной доли в потреблении мировых энергетических ресурсов. Тем самым обезопасится ресурсное потребление стран “золотого миллиарда”, что, очевидно, отвечает их интересам, так что у Запада есть все причины для расширения поддержки исламистов в богатом нефтью Ближневосточном регионе. |