|
Ботагоз Сейдахметова
Конец сентября, а именно 29 число, должен был быть отмечен грандиозным празднованием юбилейного, сорокового, года официальной нормализации отношений двух самых влиятельных государств Юго-Восточной Азии - Китая и Японии. Но на деле именно сегодня отношения между ними накалились до той степени, когда традиционный спор из-за островов в Восточно-Китайском море может в одночасье перерасти в крупномасштабную войну. По мнению некоторых наблюдателей, речь может идти чуть ли не о начале третьей мировой войны, которая будет особенно выгодна Америке. Ведь сегодня экономика Азиатско-Тихоокеанского региона, и особенно китайская, - ее главный мировой конкурент
Боюсь, что нам, степнякам, живущим на пустующих огромных и невозделанных территориях, трудно понять японцев и китайцев. Оттого и ментально мы более терпеливы, местами беззаботны и по-детски расточительны. Словно все эти просторы вечно будут нашими.
Что касается наших азиатских товарищей на дальних просторах Востока, то первым катастрофически не хватает земли для жизни, так что приходится создавать искусственные, из мусора, насыпные острова. Вторым, с их перенаселенностью и особым менталитетом, тоже приходится драться насмерть из-за каждой пяди земли. Кроме того, исторически эти две азиатские нации находятся в вечном конфликте. Особенную напряженность эти отношения приобрели задолго до начала Второй мировой войны.
Так, конец XIX века, 1895 год, был отмечен победой Японии в войне с Китаем, и тогда победителям достался остров Тайвань. Спустя десятилетия, уже в 1931 году, японская армия оккупирует территорию Северо-Восточного Китая, известного советскому народу под названием Маньчжурия. События в Маньчжурии не оставили в стороне СССР, границы которого примыкали к территории Северо-Восточного Китая. Советский Союз был вынужден отойти от политики невмешательства и принять сторону Китая. Однако при этом советская сторона придерживалась, по указанию тогдашнего руководителя страны Сталина, осторожной тактики в отношениях с Токио.
В частности, Сталин, который четко следил за ситуацией на востоке страны, отмечал, что для нашего государства японское вторжение в Маньчжурию - это серьезное и важное событие. Он считал, что Япония пытается сделать невозможным сближение Китая и СССР и таким образом создать собственную экономическую и политическую базу в регионе и в целом в Азии. Сталин отметил несколько факторов, которые, по его мнению, благоприятны для Токио. В частности, попустительство ведущих империалистических держав, прежде всего США. Второй фактор - задержка с развертыванием активного антияпонского движения сопротивления в Китае. Третий фактор по Сталину - отсутствие мощного революционного подъема в Японии. И, наконец, пренебрежение со стороны СССР серьезными военными и невоенными превентивными мерами против японского плана захвата зоны влияния.
Вывод, который делал советский вождь в своих наблюдениях, был логичен - приступить к разработке плана укрепления обороны СССР на Дальнем Востоке.
Между тем вторжение японцев в Маньчжурию так и осталось для СССР “серьезным событием”, а Япония сумела если не аннексировать ее, то все же создать там 1 марта 1932 года марионеточное государство Маньчжоу-Го. Японское правительство признало новое “государство” и взяло на себя обязательства по обеспечению его обороны. Известно, что Маньчжурия занимала важное место в экономике Китая: здесь были развиты сельское хозяйство, промышленность, особенно производство шелка, добыча полезных ископаемых. Так что японским оккупантам было что вывести из этой части Китая.
В 1937 году Япония использует новое “государство” на севере Китая как свой военный штаб и продолжает вторжение в Китай. Количество жертв со стороны Китая в той войне насчитывает сотни тысяч человек.
После завершения Второй мировой войны и атомной бомбардировки японских городов Америкой Япония была вынуждена капитулировать и вывести свои войска из Китая.
Дипломатические отношения между Пекином и Токио были установлены 29 сентября 1972 года. Но события последних дней сентября 2012 года перечеркнули все достижения в истории дружбы Китая и Японии.
Напомню, что спорные острова, как водится в подобных конфликтах, носят собственные имена в каждой стране - японцы называют их Сенкаку, китайцы же - Дяоюйдао. Китайцы считают острова своими исконными территориями, которые были незаконно отторгнуты еще в 1880-е годы. Обострение спора из-за Сенкаку усилилось в тот момент, когда там обнаружили месторождения нефти и природного газа в 1970-х годах.
В начале сентября на официальном уровне стороны обменялись протестами. Так, министр иностранных дел Китая Ян Цзечи на недавней Генассамблее ООН обвинил Японию в “краже” островов Сенкаку и призвал правительство этой страны к переговорам.
На что премьер-министр Японии Есихико Нода на Генассамблее ООН ответил, что его страна имеет суверенное право на острова Сенкаку и не собирается идти на компромисс.
Известно, что в начале сентября Япония выкупила острова Сенкаку у частных владельцев, японской семьи Курихара, за 26 миллионов долларов. Этот поступок вызвал целую волну негативной реакции не только в Китае, но и в Тайване. Кроме того, и в Китае, и в Японии сотни тысяч человек объединились в едином патриотическом порыве против “врага” и его намерений в отношении спорных островов. Дело дошло даже до смешного - в Китае закрыли японские фабрики и магазины, запретили печатать книги о Японии, а гастроли китайского пианиста Юнди Ли в Японии отменили.
“Все серьезно? И кому это выгодно?” - с такими вопросами я обратилась к известному китаисту, старшему аналитику Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Адилю Каукенову, намекая на американские интересы в регионе и конкуренцию с Китаем.
По его мнению, вокруг всего этого скандала нужно понимать самый важный момент: Китай и Япония не заинтересованы в полномасштабном вооруженном конфликте. Свое мнение Адиль Каукенов подкрепляет тем фактом, что “Китай имеет ядерный щит, и даже более того - основные центры средств доставки находятся именно на восточном направлении в связи с постоянной проблемой Тайваня”. “К тому же Народно-освободительная армия Китая за последнее десятилетие сделала огромный рывок и уже выходит на серьезные позиции в мире и регионе по боевой мощи”, - добавляет политолог.
По его словам, Япония хоть и де-юре не имеет армии, но ее так называемые силы самообороны “с учетом технологических и экономических достижений Страны восходящего солнца стоят на равных по военному потенциалу с вооруженными силами ведущих стран мира”. “Да и создать ядерный щит для Токио не является проблемой. Причем для этого Японии не понадобится много времени”, - говорит Адиль Каукенов. Кроме того, известно, что на Окинаве расположена американская военная база, “да и в принципе Вашингтон не бросит своего ключевого союзника в регионе”. “Поэтому военные действия друг против друга этих стран бесперспективны, так как победы достичь не удастся, только взаимное и полное уничтожение”, - резюмирует политолог.
Логика всего этого скандала, по мнению моего собеседника, состоит в том, что взаимные обвинения исходят из внутриполитических нужд этих стран. Это своего рода представление для своих.
По мнению политолога, широкомасштабная война - это крайне маловероятный исход.
|
Ежегодные демонстративные посещения храма Ясукуни тогдашним премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми, начиная с 2001 года, вызывали скандалы на официальном уровне со стороны Китая и Кореи. Китайцы сравнивали это паломничество с почестями нацистам... |
Тогда в чем выгода всего этого спектакля для собственной аудитории? Чего, например, ждет Пекин?
Напомним, что в Китае идет смена поколений во власти, растут националистические настроения и протестный потенциал, поэтому государственная пропаганда пытается за счет внешних врагов выпустить пар. “И в этом случае Япония, к которой есть исторические претензии, особенно после зверств японских милитаристов в Китае во время Второй мировой войны, прекрасно подходит для роли сильного и опасного врага, против которого надо мобилизоваться всему обществу”, - считает Адиль Каукенов. При этом он считает, что скандал спровоцировал Токио, который, несмотря на все многочисленные предупреждения Китая, совершил сделку по национализации островов.
В чем смысл для такой развитой страны, как Япония, которой к тому же Конституция напрямую запрещает участвовать в вооруженных конфликтах, так упорно провоцировать своего соседа?
По мнению Адиля Каукенова, причина заключается в том, что японская экономика крайне нуждается в серьезном рывке, ведь с 1990-х годов Япония топчется на месте, хотя потенциал есть: “Реализовать потенциал и дать новый импульс экономике может военно-промышленный комплекс”.
А что США, которых в последнее время сильно напрягает активность китайского рынка и экономики? Какой позиции в этом споре придерживается Вашингтон?
Япония и США - стратегические партнеры и союзники, и США всеми силами стремятся подтолкнуть Японию к большей активности во внешней политике, чтобы сбалансировать рост Китая. “Но лобби пацифистов в Японии огромно, и официальный Токио не может переступить через его мнение. Как результат, Япония проигрывает борьбу в регионе Китаю, а местами - даже Южной Корее, - говорит политолог, - поэтому японская элита периодически намеренно провоцирует то Китай, то Северную и Южную Корею в надежде, что конкретный враг поможет им преодолеть пацифизм в обществе, отменить 9-ю статью Конституции и создать собственный военно-промышленный комплекс”.
Что касается японского ВПК, то он может дать импульс экономике страны и обеспечить новую статью экспорта. “Не нужно объяснять, что так как японская продукция традиционно славится надежностью, то и японское оружие будет надежным и высокотехнологичным, а значит - востребованным в мире, в котором обороты торговли оружием только возрастают”, - считает политолог.
Таким образом, элиты в обеих сторонах конфликта, как в Китае, так и в Японии, имеют массу выгод от официального конфликта, но при этом они не заинтересованы в вооруженном конфликте.
Конфликт скорее громкий и шумный, но войной не должен завершиться. Все это уже проходили в истории отношений и конфликтов двух стран.
Напомню, что существует уже традиционный и практически мирный конфликт, связанный с храмом Ясукуни, в котором поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора. В свое время посещение храма премьер-министром Японии Коидзуми возмутило официальный Пекин.
“Не стоит драматизировать этот скандал. Хотя спорные территории - это классически болезненная тема, но ядерного Армагеддона никто не желает, а именно он будет результатом противостояния держав такого уровня. На сегодняшний день мы видим, что, несмотря на накал раздражения, бизнес возвращается на круги своя, хотя изначально были очень громкие угрозы”, - говорит в заключение мой собеседник.
На самом деле все эти китайско-японские страсти с патриотическими водворениями собственных флагов на горемычных островах больше напоминают домашний спектакль с детскими страшилками.
Впрочем, как говорится, история еще не завершена, и ящик Пандоры может быть открыт в тот момент, когда кому-то это будет выгодно.
P.S. Информация к размышлению о будущем развитии этого островного конфликта появилась еще два года назад, после очередного громкого островного скандала, когда госсекретарь США Хиллари Клинтон официально полностью поддержала претензии Японии. Мол, эти спорные острова подпадают под действие американо-японского договора о сотрудничестве 1960 года, и вообще, Америка считает союз с Японией “одним из самых важных партнерских отношений, которые у нас есть где-либо в мире”. |