|
Известный телеведущий и журналист “Первого канала” (еще со времен ОРТ), автор ряда книг, документальных фильмов и телепрограмм, обозреватель журнала “Огонек”. Ранее - специальный корреспондент программ “Новости” и “Время”, шеф-редактор российской и зарубежной корреспондентской сети Дирекции информационных программ, специальный корреспондент российского телевидения в Белоруссии. Наконец, узник белорусской следственной тюрьмы, противник режима Александра Лукашенко, создатель и редактор сайта “Белорусский партизан”, блестящий оратор и потрясающий собеседник. Павел Шеремет сегодня в гостях на страницах “НП”
Он считает Лукашенко не только своим личным врагом. По его мнению, бессменный белорусский президент - “последний диктатор Европы”, который задушил свободу прессы и свободу личности в отдельно взятой стране, серьезный противник с колоссальной интуицией, звериным чувством опасности и сумасшедшей жаждой власти. Лукашенко никогда не уйдет по собственной воле.
В то же время Шеремет не причисляет себя к оппозиции, хотя многим хотелось бы видеть в нем ее рупор. Он только журналист, который отстаивает право граждан знать и выражать позиции.
С Шереметом удалось пообщаться в ходе семинара, который он с коллегами вел для журналистов центральноазиатских СМИ на прошлой неделе в Киргизии. Говорили о будущем СМИ. Например, о том, что традиционные и привычные в течение довольно непродолжительного времени уступят место электронным сетевым СМИ. Что, впрочем, в значительной мере уже произошло. И даже наиболее оперативные радио и телевидение выступают лишь вторым номером. Первыми сообщают новости информагентства, живущие в Интернете.
И сегодня человек со смартфоном сам становится СМИ, поскольку может в режиме онлайн публиковать видеоряд или фото того, что происходит. Без цензуры, купюр, идеологического флера и глянца показывает событие, как оно есть. Электронные СМИ в сегодняшнем формате предостерегают власть от лукавства и недосказанности.
По поводу названия сайта “Белорусский партизан” Павел Шеремет делится такой блестящей находкой. Президент Лукашенко рассматривает любое несовпадение с официальной точкой зрения как проявление экстремизма. Он клеймит оппозицию, журналистов и просто граждан, задающих неудобные вопросы. Любое инакомыслие Лукашенко называет фашизмом.
Нужно было дать информационно-аналитическому ресурсу такое название, которое выбивало бы все козыри из рук Лукашенко и лишало бы его возможности “обзываться”. Ставку сделали на то, что “партизан” и “партизанское движение” для белорусов относится к сфере сакрального, неприкосновенного.
С другой стороны, в годы войны партизаны действовали в подполье. Самоотверженно боролись против фашизма, оккупации и порабощения. В этом смысле деятельность “Белорусского партизана” как бы продолжает и развивает славные традиции.
Находясь на киргизской земле, нельзя было не попросить у “белорусского партизана” Павла Шеремета комментарий по поводу ситуации с Бакиевым. Известно, что беглого киргизского президента и приближенных Лукашенко приютил в Минске. И Генеральная прокуратура Белоруссии не реагирует на запросы Киргизии о выдаче Бакиева. Собственно, у киргизов есть интерес получить не столько самого экс-президента, сколько его приближенных, и особенно его брата Жаныша Бакиева. Последнему, например, вменяют в вину приказы открыть огонь на поражение во время последних масштабных событий в Киргизии в апреле 2010 года. Да и в целом у Жаныша не самая хорошая репутация.
Киргизия давно и пока безуспешно добивается выдачи Бакиева и других сбежавших граждан. Тем не менее, по мнению Шеремета, эти люди могут еще долго оставаться под крылом белорусского президента на условии, что будут “сидеть тихо”. Лукашенко их не выдаст. Либо пока в Белоруссии не появится новый президент. Либо в торге с Россией Бишкек не попросит оказать содействие в выдаче семьи экс-президента. Тогда судьба Бакиевых может усложниться.
Шеремет считает, что судьба Бакиевых в первую очередь находится в руках Москвы и только во вторую - в руках Минска. Скорее всего, полагает Павел Шеремет, самому Лукашенко на Бакиевых наплевать. И если давление Москвы на него окажется достаточным, он выдаст Бакиевых Киргизии. Собственно, то, что Лукашенко приютил Бакиева, скорее всего, произошло “по просьбе” Москвы. Второго беглого президента Киргизии Москве было не нужно. Тем более, официальная Москва его не любит. И Бакиева отправили в руки такого же невменяемого правителя, как и он сам. Александр Лукашенко, например, очень боится революции.
Сейчас семьи свергнутого президента и его самого не слышно и не видно. Исключение - появление в публичном месте его брата Жаныша. Его сфотографировали в центре Минска. Вероятнее всего, КГБ Белоруссии уже провел с ним разъяснительную работу и предостерег от подобных оплошностей.
В целом, в белорусском обществе история с Бакиевыми не вызывает поддержки. Рейтинг Лукашенко находится на самом низком уровне за всю историю его правления. Население боится, но ненавидит диктатора Лукашенко, поэтому и не поддерживает, что под Минском скрывается другой диктатор, обвиняемый на родине в убийстве многих мирных жителей. Поэтому тема Бакиева для властей не выигрышная. Государственная пресса эту тему вообще не затрагивает, а независимая пишет в осуждающем ключе.
Записал Константин Маскаев |