|
Ботагоз Сейдахметова
На прошлой неделе состоялся официальный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Казахстан. В течение двух дней президенты Казахстана и Узбекистана решали разные вопросы двусторонних отношений.
Нынешний визит узбекского президента примечателен тем, что состоялся с перерывом в четыре года. Последний раз Ислам Каримов встречался с Нурсултаном Назарбаевым в прошлом году, но в рамках саммита ШОС в Алматы. На что узбекский президент неожиданно предложил казахскому коллеге - мол, надо чаще встречаться
На самом деле в нашем регионе давно существует легенда, что-де узбекский президент очень ревниво относится ко всему, что делает наш. Ведь когда Союз только распался, западные эксперты уверенно прогнозировали Узбекистану прекрасное будущее и лидерство в Среднеазиатском регионе. И для этого - высоких экономических показателей, и, наконец, лидирующей позиции среди стран региона - у наших соседей было все.
Во-первых, трудолюбивое и немалое население страны (сегодня это почти 30 миллионов человек, по данным самого Каримова).
Во-вторых, развитое сельское хозяйство и, в частности, высоковостребованный на мировом рынке хлопок.
В-третьих, крупные промышленные мощности, которые остались после Советского Союза.
В-четвертых, именно в Ташкенте находились центры управления энергетикой и водным хозяйством всей советской Средней Азии. В советское время Узбекистан занимал третье место среди союзных республик по экономическому развитию. Между тем ВВП Узбекской ССР на душу населения был довольно низким, это было связано с тем, что сами узбеки не производили товары народного потребления. И это при том, что во время Отечественной войны в Узбекистан было эвакуировано более 100 промышленных предприятий с европейской части СССР. Основное население Узбекской ССР - примерно 60 процентов - проживало в сельской местности, при этом уровень безработицы был очень высоким. Просто в советское время безработных считали бездельниками, но суть от этого не менялась.
Надо сказать, что в целом в первые годы независимости правительство Узбекистана активно начало экономические реформы. Приватизировались малые предприятия, появились первые акционерные компании, был приватизирован жилой фонд, проведена постепенная либерализация цен, при этом цены на хлеб оставались фиксированными. Кроме того, было построено несколько нефтеперерабатывающих заводов для того, чтобы полностью избавиться от необходимости покупать нефтепродукты в других странах СНГ.
В стране появились первые крупные совместные предприятия. Самые известные и завидные: завод по производству собственных автомобилей совместно с корейцами, авиазавод, где собирали “Боинги” (это вообще было за гранью восхищения), а также предприятия по золотодобыче.
Что касается сельского хозяйства, в котором узбеки традиционно сильны, то советские колхозы были преобразованы в кооперативы или “ширкаты”, в стране появились фермерские и дехканские (обычно семейные) хозяйства. При этом орошаемые земли сельскохозяйственного назначения остались в собственности государства.
Я помню, что в первые годы независимости невооруженным взглядом можно было определить приверженность страны ко всему турецкому - в стране появились турецкие супермаркеты с турецким же товаром. Одна из моих ташкентских подруг очень потешалась по этому поводу - мол, зачем в страну с богатыми базарами привозить фасованный турецкий изюм и орехи.
Между тем все турецкое с огромной скоростью насаждалось в Узбекистане. Даже переход на латиницу был сделан под влиянием Турции.
Впрочем, в прошлом году и даже раньше в Ташкенте прошли акции протеста против турецкого засилья в экономике. Как рассказывали мне очевидцы, в Ташкенте громили турецкие магазины. Так что Турция не смогла занять место “старшего брата”, которое потеряла Россия. Некоторым образом, главным внешнеполитическим союзником для узбеков стали... США. Особенно свой пиетет в отношении Америки правительство Узбекистана проявило во время антитеррористической кампании в Афганистане. Да и сегодня Ташкент готов ратифицировать межправительственное узбекско-американское соглашение о воздушном транзите грузов и персонала США через территорию Узбекистана в рамках усилий по обеспечению безопасности и восстановлению Афганистана.
|
Ислам Каримов предлагает Нурсултану Назарбаеву впредь чаще встречаться... |
Вернемся к теме. Узбекистану не удалось оправдать надежды Запада на лидерство в регионе. Неожиданно (рискну предположить, что даже для самого себя) лидером Центральной Азии стал Казахстан. Казахов в Среднеазиатском регионе всегда было принято считать хвастунами, но теперь бытовая критика перешла на уровень официальный. Все эти годы Астана активно выдавала не только региональные, но чаще - международные инициативы, на которые велись и Россия, и Запад. Достижения нашей страны нескромно превозносятся на всех министерских уровнях, что не может не раздражать неудавшегося потенциального лидера в лице Узбекистана.
Между тем нефть и все, что связано с ней, обеспечили Казахстану все то, что узбекские дехкане не сумели добыть на своих полях. Короче, все достижения стремительно богатеющего соседа стали раздражать всех в регионе - и узбеков, и таджиков, и киргизов. Последние часто говорили - мол, без нефти вы ничего не стоите, и добавляли старое - хвастуны.
Зависть соседей и стала поводом для сплетен - мол, президент Узбекистана соперничает с президентом Казахстана. Да и с Москвой у Ташкента отношения чаще прохладные, ведь он все эти годы метался между Вашингтоном и Москвой. Вот недавно, в августе 2012 года, Ташкент во второй раз вышел из ОДКБ, чем вызвал недоумение других государств - членов организации.
Одним словом, может, казахи и хвастуны, но вот узбеки точно страдают от юношеского максимализма и обидчивости, приправленных восточной хитростью.
Впрочем, опять же, возвращаясь к теме, нынешний визит Каримова в Астану, который выглядит как рядовой визит, на деле, на мой взгляд, эпохальный. Ведь гордый президент Каримов протягивает руку своему сопернику Назарбаеву и даже предлагает объединиться перед лицом региональных проблем.
Практически все информационные агентства Казахстана цитировали узбекского президента: “Я считаю, что мы где-то упускаем много времени тогда, когда это возможно. Надо чаще встречаться и обмениваться мнениями по тем вопросам, которые, к сожалению, накапливаются, а потом их решать становится труднее, чем в самом начале их появления. Если учесть стремительно меняющуюся ситуацию, положение дел, не всегда составляющее интересы мировых крупных держав в регионе Центральной Азии, а они очень хорошо просматриваются даже невооруженным глазом, заметно усиление напряженности, противоборство в связи с предстоящим выводом миротворческих сил из Афганистана. Выработка общих подходов Казахстана и Узбекистана, направленных на сохранение и укрепление стабильности, благополучие и спокойствие людей в целом, наши решения приобретают на сегодняшний день особое значение”.
Следующие слова узбекского президента и вовсе в духе восточной дипломатии: “Убежден, что таких мнений и убеждений придерживаются не только президенты Казахстана и Узбекистана, но убежден, что такие же мысли посещают и руководителей соседних стран”. Так, между делом, показал киргизам и таджикам, кто главный или главные в регионе.
У меня сложилось ощущение, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на эту откровенную лесть Каримова не повелся, потому как журналистам сообщил, что “важным предметом переговоров стало обсуждение механизма совместного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона”.
Кроме того, наш президент отметил, что с узбекским коллегой он говорил об активизации деятельности Международного фонда спасения Арала. “Этот вопрос очень важен для всех республик, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. - Мы нашим соседям и братьям, которые сидят в верховьях рек этих, посылаем еще один братский привет с тем, что мы, находясь внизу, Казахстан и Узбекистан по Амударье, Туркменистан, больше всего ощущаем нехватку простой воды. Каждый человек ощущает на своей жизни, потому что это их жизнь, жизнь миллионов людей. Надеемся, что все эти вопросы мы будем решать совместно и с выгодой для всех стран”.
При этом Назарбаев отметил “особую исключительную доверительность этих встреч” с Каримовым и добавил, что, “услышав нашу встречу и все наши решения, касающиеся водных вопросов, электроэнергетических, транспортных вопросов, на границе торговых вопросов и вообще пограничные вопросы, все с облегчением вздохнут, что между нашими странами были и будут налажены самые честные взаимоотношения на благо наших стран и наших народов”.
Обсуждали стороны и Афганистан, и ситуацию на Ближнем Востоке. Но главный вопрос, который волновал узбекского президента, все же касался воды. Вернее, ее нехватки в низовьях трансграничных рек Амударья и Сырдарья.
В частности, он обратился к “верхним” государствам - Таджикистану и Кыргызстану: мол, когда “речь идет о трансграничных реках, будьте добры, все-таки придерживайтесь международных норм и правил”, и предложил провести международную экспертизу проектов по строительству гидроэлектростанций в этих странах. Мол, проекты Рогунская ГЭС и Камбарата-1 созданы в 70-80-х годах, “когда Советский Союз был, и мы все, живущие в Советском Союзе, страдали одной бедой - гигантоманией, но время меняется”.
Надеюсь, что время меняется и в отношениях Астаны и Ташкента. Безусловно, в позитивную сторону. И тогда можно будет решить не только общую водную проблему, но и прочие, такие как наркотрафик, миграция, выгодные условия для торговых отношений и все приграничные проблемы.
Ведь любой визит высокого уровня важен прежде всего для граждан страны. Каждый подобный визит первого лица означает, что будет решен тот или иной важный для его страны вопрос. Это возможность другим узнать о существовании такого государства, в которое стоит прийти с серьезными инвестициями и выгодными предложениями. |