|
Ботагоз Сейдахметова
Россия вновь предлагает мирные идеи по Сирии. В частности - провести конференцию в Москве, в которой будут участвовать все стороны конфликта. При этом российские дипломаты вновь и вновь говорят, что решать судьбу Сирии и ее президента - это глубоко личное дело ее граждан. А ни в коем случае не Запада или России. И напоминают о договоренности, достигнутой в июне влиятельными странами на встрече в Женеве о создании переходного правительства с участием как режима, так и лидеров оппозиции. После чего можно будет прописать новую конституцию страны, а также подготовить выборы нового руководства страны
Женевское предложение было весьма разумно, но ситуацию на деле не сдвинуло с мертвой точки. Стороны конфликта продолжают ожесточенную войну, и, похоже, никто не собирается уступать своих позиций.
По мнению Москвы, женевские договоренности были извращены Западом. В частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил о том, что Россия выступает за комплексное выполнение плана Кофи Аннана и женевских договоренностей. Но, по его мнению, некоторые участники Женевской конференции искажают ее итоги, говоря о смене режима и поддерживая оппозицию.
По его словам, Запад шантажирует Россию, добиваясь принятия своего проекта резолюции Совета Безопасности: “К нашему большому огорчению наблюдаются элементы шантажа - нам говорят: “Если вы не дадите согласия на принятие резолюции по главе 7 Устава ООН, то мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей”. Считаю это контрпродуктивным и даже опасным подходом. Наблюдатели призваны давать объективную оценку происходящего. Мы будем твердо добиваться продления мандата миссии, включая его возможную модификацию с большим упором на политический компонент, как предложило руководство ООН”.
И тогда же, в июне, Сергей Лавров говорил, что мировое сообщество не оказывает должного давления на оппозицию, чтобы она следовала плану Кофи Аннана и резолюции Совбеза ООН. В то время как Россия последовательно выступает за прекращение кровопролития с обеих сторон: “Все, что от нас зависит, мы добросовестно выполняем - и в повседневной работе с сирийским руководством, и в регулярных контактах практически со всеми группами оппозиции. Мы не занимаем ничью сторону. Наш единственный интерес - недопущение дестабилизации сирийского государства с риском его развала и дальнейшей дестабилизации всего региона. Мы не поддерживаем Асада. Мы поддерживаем то, о чем договорились все: план Аннана, резолюции Совбеза ООН и женевские договоренности во всей их полноте. Мы примем любое решение сирийского народа относительно того, кто будет управлять Сирией, лишь бы это было решение самих сирийцев”.
|
По мнению Москвы, женевские договоренности были извращены Западом.
По мнению Сергея Лаврова, некоторые участники Женевской конференции искажают ее итоги, говоря о смене режима и поддерживая оппозицию. |
Россия еще раз подчеркнула, что не занимает ничьей позиции в сирийском конфликте. При этом президент Сирии Башар Асад заверил Москву, что готов покинуть свой пост в случае, если народ проголосует против него на выборах.
Но, казалось бы, разумный консенсус, к которому пришли на Женевской конференции, так и не пришел к своему логическому виду - каждая сторона так и осталась при своем мнении.
Так, США и Европейский союз применили жесткие экономические санкции в отношении Сирии и Ирана. На что российская сторона высказалась довольно жестко. Мол, они решили действовать в одиночку, в то время, как только совместные действия всех игроков в регионе могут быть действенными в урегулировании сирийской ситуации.
“Односторонние американские санкции в отношении Сирии и Ирана все больше и больше приобретают экстерриториальный характер и затрагивают напрямую интересы российского бизнеса, российских банков в частности”, - заявил Сергей Лавров по итогам переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон, состоявшимися в рамках недавнего саммита АТЭС во Владивостоке.
Между тем на днях стала известна скандальная информация о том, что несколько европейских банков активно сотрудничают с иранскими финансовыми организациями, несмотря на все официальные запреты.
Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на документы, оказавшиеся в распоряжении издания.
Среди них - крупнейший банк Германии Deutsche Bank, французский BNP Paribas, испанский Banco Santander, британский HSBС, немецкое подразделение итальянского UniCredit и голландский ING Groep NV. Большинство из них заключили контракты еще до запрета санкций в отношении Ирана, так что сегодня им довольно сложно отменить эти договора. Между тем в середине августа британский банк Standard Chartered выплатил в США штраф в 340 миллионов долларов за сокрытие сделок с Ираном на сумму в 250 миллиардов долларов. В отношении других банков ведется серьезное расследование в США и Великобритании.
Сложилась ситуация, когда политика и экономические интересы не совпадают. Так что предложения России, согласно которым экономическое давление на Иран, как ключевого союзника Сирии, и на саму Сирию не будет иметь реальных последствий, вполне себя оправдывают. |