|
Ботагоз Сейдахметова
В Таджикистане прошла спецоперация по задержанию боевиков
За всеми событиями на Ближнем Востоке как-то и не заметили, что происходит у нас под носом, в родной Средней Азии. Ситуация в Таджикистане с прошлой субботы, после убийства генерала Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана Абдулло Назарова по дороге в Хорог, похоже, в одночасье может перерасти в очередную гражданскую войну. Во всяком случае, официальный Душанбе говорит о проведении правительственной спецоперации в Горно-Бадахшанском автономном районе против боевиков. В ходе спецоперации, по официальным данным, погибло более 40 человек - 30 боевиков и 12 сотрудников правоохранительных и силовых ведомств.
Между тем таджикское радио “Озоди” сообщает, что в результате обстрела снайперов в Хороге были убиты и мирные люди - семь человек, из них четверо детей и одна женщина
Надо сказать, что, по сути, о соседнем Таджикистане мы ничего не знаем. Таджики живут как-то тихо, не высовываются - я имею в виду наличие ярких политических и экономических событий, решают какие-то ведомые только им проблемы. Страна как бы выпадает из общего мирового информационного поля. Все более или менее значимые события в Таджикистане завязаны на их отношениях, а точнее, их зависимости от третьих сил. Чаще всего это либо соседний Афганистан, с которым у Таджикистана километры плохо контролируемой и, по сути, прозрачной границы, и, как следствие, импорт афганских проблем. Либо это Россия, которая все еще является главным гарантом как в области экономики, инвестируя главную житницу страны Рагунскую ГЭС, так и главным гарантом политической стабильности в стране.
Таким образом, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, на мой взгляд, остается фигурой значительной и коварной только на местечковом уровне. Он по своей сути тянет, скорее, на статус председателя отдаленного от Москвы колхоза “Таджикистан”. Но колхоза, надо сказать, не только отсталого, но одновременно непредсказуемого. Часть таджиков давно предпочитает обитать подальше от родного колхоза, а та, что осталась, живет по законам памирских гор и феодальных законов таджикских кланов.
|
В горах Памира стреляли в 1990-е годы, стреляют и сейчас... |
Там словно время остановилось. И пишу я это без какого-либо снобизма, в котором можно было бы меня сейчас обвинить, справедливо заметив, что и Казахстан - колхоз еще тот, с его уровнем культуры, дорог и всеобщей коррупции. Но при всей азиатско-феодальной схожести Казахстана и Таджикистана таджики все же проживают свою специфическую постсоветскую историю, которая все больше нас отдаляет друг от друга. Новейшая таджикская история, на мой взгляд, - это, скорее, путь назад, в то недописанное и недожитое феодальное общество. Но это их выбор.
Ясно, что наши пути разошлись по причине тривиальной. А именно, все это связано с тем, что в этой стране единственный реальный природный ресурс - это вода горных рек, которая может работать на энергетику. Впрочем, есть и второй неофициальный, но действенный экономический ресурс - это наркотики из Афганистана и, как следствие, наркотрафик, в который вовлечены простые граждане страны.
В последнее время в Таджикистане стало безопаснее, но выгоднее заниматься контрабандой табачных изделий. Такой вот новый ресурс для пополнения казны. Чьей - другой вопрос.
Именно этот нелегальный бизнес контролируется разными сторонами противостояния, которое началось с развалом Советского Союза. И, похоже, что полевые командиры до сих пор не поделили окончательно зоны влияния в бизнесе, который приносит такие доходы, о которых даже не подозревают Джамшуд и Равшан в далекой России.
Собственно, убийство генерала Назарова, которое послужило спусковым крючком в последних событиях в стране, является прямым следствием такой вот теневой деятельности. Как сообщают информационные агентства со ссылкой на заместителя председателя ГКНБ Таджикистана Мансурджона Умарова, “убийство генерала Государственного комитета национальной безопасности Абдулло Назарова может быть связано с местной группировкой, занимающейся контрабандой табачных изделий”. Во всяком случае, такую версию уже отрабатывают местные спецслужбы.
Известно, что оперативники под началом генерала Назарова в результате расследования вышли на след группировки, изъяли крупную партию контрабандных изделий и возбудили уголовное дело.
Почему вдруг контрабанда сигарет стала выгодным бизнесом?
Во-первых, в Таджикистане, по разным оценкам, рынок нелегальных сигарет составляет 65-70 процентов от общего потребления. Наиболее популярные марки сигарет - Pine (в основном контрафактные - поддельные) и Esse, которые завозят из Афганистана.
Во-вторых, наказание в случае выявления партии нелегальных сигарет гораздо мягче, а прибыль может в два раза перекрывать затраты. Этим и объясняется тот факт, что в последнее время таджикские наркобароны стали переходить с контрабанды наркотиков на сигареты. И выгода, и меньший риск. Кроме того,
в-третьих, ситуация для контрабандистов “облегчается” тем, что правительство практически не контролирует приграничные с Афганистаном районы.
“В настоящее время нелегальная торговля табачными изделиями является растущим и высокоприбыльным видом преступлений, который зачастую провоцируется разницей в налогообложении, а следовательно, и ценами на сигареты между странами. В 2010 году “черный” рынок сигарет в мире достигал 11 процентов от общемирового и составлял около 40 миллиардов долларов недополученной прибыли правительствами. В Казахстане незаконная сигаретная продукция составляет менее 1 процента, в основном благодаря сбалансированной акцизной политике”, - комментирует ситуацию менеджер одной из крупных международных табачных компаний в Казахстане Олжас Бибанов.
Впрочем, ограничиваться версией о табачных контрабандистах, наверно, наивно.
Вот и известный таджикский сайт “Азиа-плюс” сообщает, что в убийстве генерала Назарова в прошлую субботу подозревают людей бывшего полевого командира, ныне замначальника Ишкашимского погранотряда Толиба Аембекова. При этом сам Аембеков считает, что правительственные войска заброшены в его район не ради четырех человек, а чтобы в целом разобраться с бывшими полевыми командирами, в том числе и с ним, поэтому он отказывается идти на сотрудничество с властями. Прошла информация о том, что он отказался выдавать людей, которые убили генерала Назарова.
Кроме того, Толиб Аембеков говорит, что никаких разборок из-за табачных изделий не было, что инцидент - это несчастный случай. Чему я, откровенно говоря, совершенно не верю. Это такой известный старинный восточный приемчик - прикинуться святым дурачком.
В интервью “Азия-плюс” Толиб Аембеков говорит, что “этих ребят не хотят выдавать их родные, так как не верят в справедливость следствия”. “Никто не говорит о том, чтобы ребята не сдались. Мы не против, мы только просим, чтобы их вызывали по одному на допрос, чтобы провели непредвзятое, объективное расследование, и если их вина будет доказана, то тогда уже пусть говорят об аресте... Мы не верим, что будет объективное расследование. В 2008 году, когда прокуроры требовали взятку и были за это избиты, возникла такая же ситуация, никакой объективности не было. Эти прокуроры пошли на повышение, а ребята были признаны виновными. Все хотят денег... Вместо расследования сразу вводят войска. Почему?” - задается наивным вопросом Толиб Аембеков.
При этом он повторяет мысль о том, что главная и реальная цель властей - не выдача убийц Назарова, а полевые командиры. “С этим не согласно население, которое уже вышло на улицы и выступает против этого”, - говорит Толиб Аембеков.
Тем временем с прошлой субботы ситуация в этой части Таджикистана напоминала подготовку к подавлению народного бунта. Так, стало известно, в Горно-Бадахшанский район ввели около 3 тысяч военных, и даже предполагалась дополнительная колонна.
Впрочем, Министерство обороны Таджикистана опровергло слухи о том, что в Хорог был передислоцирован дополнительный состав вооруженных сил страны. “Азия-плюс” приводит слова начальника пресс-центра Минобороны Таджикистана подполковника Фаридуна Махмадалиева о том, что расследованием данного преступления занимаются правоохранительные органы и нет никакой необходимости для ввода дополнительных войск на территорию ГБАО: “Войска Хорогского гарнизона несут службу в штатном режиме. Расследование уголовных дел - прерогатива правоохранительных структур, а не Вооруженных сил”.
Между тем итогом спецоперации стало задержание 40 участников бандформирования, среди которых восемь граждан Афганистана. Вчера утром, 25 июля, власти страны объявили о полном прекращении огня.
И все же у меня осталось ощущение, что этот район Таджикистана еще не раз будет трясти. Ведь здесь сохранилось оружие с гражданской войны начала 1990-х годов, а простые люди затаили множество обид как на официальную таджикскую власть, и даже на самих себя, и все эти обиды в один момент могут обернуться новыми преступлениями. |