|
Ботагоз Сейдахметова
В конце прошлой недели, 18 и 19 мая, в американском городе Кэмп-Дэвиде, в загородной резиденции президента Барака Обамы, прошел очередной саммит “Большой восьмерки”. Среди прочих экономических вопросов лидеры “восьмерки” решали судьбу Греции и в целом вопрос финансового кризиса в еврозоне. Политическая повестка дня была традиционной: участники саммита вновь беспокоились о ядерных амбициях, а также нарушении прав человека в Иране и Северной Корее, говорили о ситуации в Афганистане, Ираке и Сирии. При этом, кажется, никто не заметил подмены - Россию на саммите вместо свежеизбранного президента Владимира Путина представлял новый премьер-министр страны Дмитрий Медведев
Между тем существует легенда, а может быть, и быль о том, как принимали Россию в “Большую восьмерку”, которая начиналась с “пятерки”, потом “шестерки” и “семерки”. Напомню, что основная движущая сила “восьмерки” - это США и авторитетные страны ЕС, кроме того, в нее входят Япония с Россией.
Россию приняли в этот элитный клуб демократических государств мира в 1997 году на саммите в Денвере. Так вот, принято считать, что инициатором этого приглашения был тогдашний президент США Билл Клинтон. Мол, Белый дом преследовал две цели. Первая - показать русским, что “семерка” их уже не считает варварами, и вторая - таким образом смягчить сердце Москвы в отношении очередного расширения НАТО.
Впрочем, последние несколько лет о “Большой восьмерке” эксперты по обе стороны земного шара все больше говорят в критическом русле. Мол, это политический анахронизм, ничего она не решает и тем паче никак не влияет на политику стран - участниц “восьмерки”. Кроме того, в мире стали появляться более мощные экономики - Китай и Индия, которые могут при желании создать собственный клуб, и он будет реально конкурировать с “восьмеркой”.
Впрочем, как бы ни критиковали “Большую восьмерку”, внешний антураж солидности она сумела сохранить. Думаю, потому что главным вдохновителем являются США, которые и сегодня остаются главным спонсором НАТО и самой влиятельной страной мира. Ведь не случайно именно Америка значится в главных врагах Ирана и именно на Америку направлены все творческие силы северокорейского шантажа. Кроме того, авторитета саммитам “восьмерки” придают даже традиционные антиглобалисты, которые сопровождают каждое мероприятие “восьмерки”.
Тем временем российский премьер-министр Дмитрий Медведев чувствовал себя среди лидеров прочих семи стран весьма комфортно. Я слышала, что некоторые российские эксперты считают его человеком мягким и интеллигентным, который сумел в бытность президентом наладить личные дружеские отношения со многими коллегами. В частности, с президентом Бараком Обамой. Мол, приехал бы “сам”, была бы драка.
Игнорирование Путиным саммита “Большой восьмерки” западной прессой обсуждалось более эмоционально, чем историческое решение G8 сохранить Грецию в зоне единой европейской валюты, а также принять меры для борьбы с мировым финансовым кризисом и проблемами в еврозоне.
Сам Владимир Путин объяснил свое решение тем, что будет занят формированием нового российского правительства. Безусловно, такое решение задело Вашингтон, может, оттого Обама и заявил, что не намерен приезжать на саммит АТЭС во Владивостоке, который пройдет в сентябре этого года.
Западная пресса во время саммита наперебой писала о том, что “Россию нужно выгнать из G8”, потому как считать ее демократической страной нельзя. Это, мол, авторитарное государство с вопиющим уровнем коррупции, а потому и оснований оставаться в этом элитном клубе у нее нет. При этом один из авторов статей и вовсе утверждает, что есть факты и личной коррупции Путина. Доказательств особых он при этом не приводит, но таких обвинений в адрес президента России оказалось достаточно, чтобы позволить прочим обозревателям писать - мол, надо указать место президенту Путину.
Другие рассуждают о том, что неявка Путина хоть и задела Обаму, явка была бы чревата. Потому как у Путина имеется большой зуб на США по ряду вопросов: по размещению ПРО около западных границ России, по Ближнему Востоку и отдельно по Сирии, кроме того, Путин подозревает, что “снежная революция” и вообще движение протеста в России не обошлось без участия США.
Посети Владимир Путин саммит у своего американского коллеги в эти дни, думаю, что для нашего брата-журналиста он бы приготовил вкусную пищу для новых статей, ведь российский президент всегда отличался острым языком и язвительным слогом. Эх, жаль, что не поехал.
Между тем первый зарубежный тур российского президента начался с Беларуси. Потом он едет на саммит ШОС в Пекин и на обратном пути, логичнее всего, посетит Астану. В свой прошлый срок именно Астана стала его первым местом зарубежного визита, и именно там он пообещал журналистам, что намерен “мочить террористов даже в сортире”. С тех пор не притупился ни острый язык ВВП, не снизился градус интереса к его персоне.
Так что саммит “Большой восьмерки” прошел почти в камерной обстановке, потому что там не было самого харизматичного и непредсказуемого лидера страны-участницы. |