|
Ботагоз Сейдахметова
После пятнадцати лет переговоров Украина официально стала 152-м полноправным участником ВТО. Всемирной организации, которая называется торговой, но переговоры по вступлению в нее, по сути, насквозь политизированы. Так, “уровень демократии и демократических реформ” в стране, желающей вступить в ВТО, является одним из немаловажных, а то и решающих критериев
Впрочем, этот фактор некогда не помешал стать членом ВТО нашим соседям - Кыргызстану. А может, наоборот, помог. Ведь еще до известной “тюльпановой” революции Кыргызстан на Западе приобрел статус эдакого “островка демократии” в нашем регионе. Киргизы, наверное, и сами до сих пор до конца не поняли своего счастья, тем паче того, что дает им членство в этой уважаемой организации.
В нашем Евразийском, или постсоветском регионе среди активно стремящихся в ряды ВТО необходимо выделить три страны - собственно Украину (которая вот уже неделю там), Россию и Казахстан.
Украина нас в этом своеобразном соревновании обошла. И, думаю, эта “победа” серьезно задела самолюбие Кремля. Особенно в свете подпортившихся в последнее время отношений России и Украины.
Что касаемо нашей страны, то буквально в начале нынешней весны штаб-квартиру ВТО в Женеве посетил наш министр иностранных дел Марат Тажин, который встретился с генеральным директором ВТО Паскалем Лами. Разговор, понятно, шел опять же о сроках вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Скорее всего, вступать в ВТО мы будем одновременно с Россией, потому как в некотором смысле мы братья-близнецы, которым покупают одинаковые вещи.
Только для России процесс переговоров в ВТО превратился в некий вызов Западу и его “демократическим” принципам. Так что я уверена на сто процентов, что день ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации будет отмечен как главное достижение путинско-медведевского правления и может превратиться в почти национальный праздник. Может, потому, что все, что делают единороссы во внешней политике, выглядит как холодная война с Западом, эдакое самоутверждение в глазах хронического противника.
Так что амбициозные планы Украины по вхождению в НАТО и Европейский союз очень сильно раздражают Россию и давно превратились в предмет саркастических дискуссий в аналитических кругах этой страны. Россия воспринимает прозападные потуги Украины почти как предательство общего прошлого, а ее поддержку со стороны Запада как посягательство на зону традиционных российских интересов.
Вот и сейчас принятие Украины в организацию, где главную скрипку играют США и ведущие европейские государства, воспринимается в Кремле как профанация исследований, по которым украинская экономика, а вместе с ней и демократические процессы продвигаются быстрее и эффективнее российских.
Впрочем, Россия всегда занимала и будет занимать особое положение в глазах Запада. Ясно, что Украина ей не ровня в качестве международной фигуры.
Нынешняя ситуация с вступлением в ВТО практически повторяет ту, что случилась с киргизами. Киргизов, так же, как сейчас украинцев, как бы премировали честью войти в ВТО, не изучая экономический уровень этих стран.
Но я сравнивала эти два постсоветских государства с точки зрения так называемых демократических процессов в них. В частности, случившихся там почти одновременно пресловутых “оранжевых революций”, которые в глазах Запада выглядят как прыжок на верхний уровень цивилизационного развития. Что думаем мы, живущие в этом постсоветском пространстве, на этот счет? Это уже совсем другой вопрос.
Во всяком случае, чем дальше в лес западной демократии, тем больше я понимаю, что хваленое общество высоких стандартов на деле страдает теми же недугами, что и наше несовершенное и самокритичное общество бывших советских республик. Тот же не в меру раздутый бюрократический аппарат, который состоит из огромного числа бездельников и болтунов. Та же коррупция, просто более изощренная и не такая примитивная, как у нас. Тот же микс политических принципов, завязанный на экономических интересах, который ведет к так называемым “двойным стандартам”.
Мы привыкли считать, что “двойные стандарты” абсолютная “прерогатива” Запада. Ан нет.
Всегда поражает та неистовость, с которой российские политологи нападают на бедную Украину. Как могли они, украинские политики, читай: без разрешения, мечтать о НАТО и ЕС, как теперь их вдруг взяли в ВТО раньше нас?! В качестве убийственного и решающего, на их взгляд, аргумента против украинской политики российские аналитики приводят тот факт, что часть украинского общества не хочет вступления в западные структуры, более того - выступает за сближение с Россией.
Ну и что? Ведь и внутри классически европейских государств не все решения принимаются при 100-процентном согласии народа.
Но дело тут в другом. Российские политологи сначала придумали, затем поверили сами, затем заставили поверить весь народ, что все, что происходит в Украине, в корне неверно. Все действия украинских политиков и президента тут же подвергаются жесткой обструкции и комментируются в российской прессе с такой иронией, словно СМИ получили некое царское позволение “мочить” отступников.
Вся эта антиукраинская холодная война в российской прессе сильно напоминает времена, когда советская пресса вынуждена была критиковать все капиталистическое, даже явно позитивное. Надо быть особенно ловким писакой, чтобы внушить себе и другим, что белое - это черное.
Да, “двойные стандарты”, свойственные Западу, перечеркивают огромный пласт позитивных действий. Очень часто примеры этих стандартов звучат в речах российских политиков. Бывший президент России Владимир Путин, на мой взгляд, совершенно справедливо упрекал США и некоторые страны ЕС в двойственном отношении к сепаратистским или самопровозглашенным государствам. Косовскую независимость действительно можно рассматривать в качестве прецедента для других подобных территорий и государств.
Но умиляют и забавляют другие примеры мирового ханжества. А именно - разрастающиеся как на дрожжах международные организации, такие, как ООН или европейские отделения ЕС и НАТО. Огромный штат, в котором лишь небольшой процент действительно работает, а львиная часть - это старики, которые ни за что не уступят свои теплые места. Потому что это - высокие зарплаты, практически полное государственное обеспечение, весьма приличные командировочные, особенно в страны, “опасные” для жизни. И, кстати, страны нашего Центрально-Азиатского региона в списке тех, где западные дипломаты рискуют жизнью, а потому получают “молоко за вредность”. Вот по этой тривиально-меркантильной причине чиновники этих организаций будут демонстрировать, как сильно они ратуют за “демократию” в третьих странах.
Офис ВТО в Женеве, так же, как и все отделения ООН и собственно офис ООН, это место, куда запускают только после тщательной проверки. Вам нужно простоять очередь к серьезным охранникам, которые проверят ваш паспорт, сфотографируют, просканируют ваши сумки на предмет безопасности и только потом позволят войти в святая святых.
Украина прошла все эти, по сути, унизительные процедуры и теперь вынуждена столкнуться со всеми плюсами и минусами членства в этом торговом клубе.
По мнению украинских экспертов, вопрос вхождения Украины в ВТО был политическим, а потому только теперь будет необходимо наводить порядок в экономике.
В частности, решать проблему низкой конкурентоспособности украинского бизнеса перед лицом транснациональных корпораций, которые теперь наводнят украинский рынок. То есть существует опасность, что в скором времени ключевые сектора экономики попадут под контроль иностранного бизнеса. Необходимо разработать и реализовать национальную торговую и промышленную политику, совместимую со стандартами ВТО. И как следствие - подготовить квалифицированные кадры государственных менеджеров.
Кроме того, ВТО настаивает на снятии заградительных барьеров и пошлин для импорта из других государств для выполнения главной цели этой организации, а именно - увеличения товарооборота между странами. Чем обернется это для украинской экономики, покажет время.
Между тем такие же опасения есть и у скептиков вступления в ВТО Казахстана.
Официальное мнение говорит о том, что вступление Казахстана в ВТО и интеграция в мировую экономику “отвечает одной из основных целей современного развития нашей страны, озвученной в Послании президента Казахстана: войти в число наиболее конкурентоспособных государств мира”.
Кроме того, за скорейшее вступление страны в ВТО выступают отечественные бизнесмены, которые производят экспорто-ориентированную и конкурентоспособную продукцию. Это в основном отечественные производители сырья, которые поставляют более 70 процентов казахстанского экспорта.
В поиске новых рынков для реализации своей продукции отечественные предприниматели, которые задействованы в обрабатывающей промышленности, в производстве пищевых продуктов, строительных материалов и других несырьевых товаров, считают, что вступление в ВТО будет способствовать их бизнесу.
Есть еще одна группа предпринимателей, для которых членство в ВТО означает реализацию инновационных и высокотехнологических проектов с использованием иностранных технологий и ноу-хау.
Что же касается страхов отечественных производителей, то они связаны, во-первых, с возможным усилением конкуренции со стороны импортных товаров и услуг на нашем рынке. Во-вторых, с невозможностью или резким сокращением государственного субсидирования сельскохозяйственной отрасли.
Наши чиновники, которые заняты в переговорном процессе с ВТО, говорят, что важен сам процесс подготовки к вступлению в эту организацию, потому как он поможет навести порядок в документах и привести законодательство к международным стандартам. |